Nissan назначила нового гендиректора и двух его заместителей

Новое руководство должно завершить период неопределенности в компании, последовавший за отстранением Карлоса Гона
Учида до прихода в Nissan работал в Nissho Iwai/ World Economic Forum / Flickr

Nissan Motor назначила гендиректором компании Макото Учида, сообщила компания. Сейчас Учида занимает должности старшего вице-президента японского автопроизводителя и президента китайской Dongfeng Motor. Учида сменит Ясухиро Ямаути, который временно исполнял обязанности гендиректора после отставки Хирото Сайкавы, который ушел в отставку 16 сентября. Также компания назначила представительным исполнительным директором и главным операционным директором Ашвани Гупту, а его заместителем – старшего вице-президента Nissan Джуна Секи. Назначения вступят в силу не позднее 1 января 2020 г., говорится в сообщении компании.

Новое руководство поможет компании перевернуть неприятную страницу после ареста бывшего гендиректора Карлоса Гона и досрочной отставки Сайкавы, отмечает Automotive News. Учида, работавший в японской компании с 2003 г., имеет большой опыт работы в закупках с партнером по альянсу Renault. Учида руководил операциями Nissan в Китае с 2018 г., за последние годы этот рынок обеспечивал около трети оборота компании. Гупта, бывший топ-менеджер Nissan и Renault, сейчас является главным операционным директором третьего партнера по альянсу Mitsubishi Motors. Ожидается, что Гупта и Учида будут работать вместе в качестве лидеров группы, в отличие от авторитарного стиля управления Гона.

Учида до прихода в Nissan работал в Nissho Iwai. Работая в Nissan, занимал различные должности по всему миру, в том числе работал в Renault Samsung в Южной Корее. Он изучал богословие в университете Дошиша, что является необычным образованием для топ-менеджеров автомобильной промышленности, отмечает Automotive News.

Гупта, которому сейчас 49 лет, был одним из претендентов на высшую должность в компании, получив поддержку председателя правления Renault Жана-Доминика Сенара. Его считают сторонником укрепления альянса с тремя автопроизводителями. Он родился в Дехрадуне (Индия), окончил там инженерный колледж им. Джавахарлала Неру и получил диплом французской бизнес-школы INSEAD. Он начал работать в 1992 г. в области планирования и закупок, в 1996 г. пришел на работу в Honda (работал в Индии и в Японии). В 2006 г. стал генеральным менеджером по закупкам Renault India, а в 2008 г. перешел в совместную закупочную организацию Renault-Nissan во Франции, затем работал в Datsun, руководил подразделением коммерческих грузовых автомобилей альянса Renault-Nissan-Mitsubishi в 2017 г., в начале этого года перешел в Mitsubishi Motors.

Секи, 58 лет, бывший руководитель подразделения Nissan в Китае, начал работать в Nissan стажером в 1986 г., занимал различные должности в подразделениях проектирования и производства.

Три новых топ-менеджера были выбраны потому, что имеют международный опыт, умеют быстро принимать решения и дают новый отсчет для компании, объяснили на пресс-конференции во вторник председатель правления Nissan Ясуши Кимура и директор комитета по назначениям Nissan Масакадзу Тойода. «Требуется сильное лидерство. Групповое руководство, где все поддерживают друг друга, будет более прозрачным, – сказал Кимура. – Мы ожидаем, что Учида возглавит компанию как единую команду, немедленно сосредоточится на восстановлении бизнеса и оживит компанию. Очень важно продемонстрировать новый Nissan», – сказал Кимура.

Чистая прибыль Nissan по итогам 2018 г. упала на 57,3% до 319,1 млрд иен (около $2,9 млрд), что почти самый низкий показатель прибыли у компании за последние 10 лет. Компания объявила о сокращении 12 500 рабочих мест.

Гендиректор и президент японского автоконцерна Nissan Хирото Сайкава ушел в отставку по требованию совета директоров Nissan. Японское издание Nikkei Asian Review сообщало, что Сайкава покидает компанию после скандала с получением завышенных бонусов на 47 млн иен ($439 000). Сайкава признал, что компания платила ему больше, чем полагалось, согласился вернуть всю сумму выплат и заявил, что не знал, что компания выплачивала ему деньги сверх нормы.

Сайкава возглавил второго по величине производителя Японии после того, как в ноябре 2018 г. председатель совета директоров компании и глава альянса Renault-Nissan-Mitsubishi Карлос Гон был арестован в Токио по подозрению в использовании средств Nissan в личных целях и иных финансовых нарушениях.

Как объяснила в сентябре 2019 г. американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC), с 2009 г. Гон при помощи подчиненных создал схему сокрытия $90 млн своей компенсации от публичного оглашения. Ежегодно Гон устанавливал для себя общую сумму компенсации, при этом определенная сумма выплачивалась и раскрывалась в публичных отчетах, а другая дополнительная часть не выплачивалась и не разглашалась. Были разработаны способы выплат дополнительной части компенсации после ухода Гона на пенсию. Также для Гона была увеличен до $50 млн размер пенсионного пособия. Публикуя недостоверные отчеты о пенсионных обязательствах, Nissan вводила в заблуждение инвесторов, сообщила комиссия, отметив, что дополнительные компенсации и пенсии на $140 млн Гону никогда не выплачивались. Гон не признал обвинения японской юстиции и американского регулятора, но согласился выплатить наложенный SEC штраф $1 млн.