Продажи новых легковых машин в первом полугодии снизились на 26%
На рынке нет спроса и стимулов для его появления
В январе – июне 2025 г. в России было продано 530 375 новых легковых автомобилей, говорится в сообщении аналитического агентства «Автостат». Это значение на 26% меньше по сравнению с показателем за тот же период прошлого года. В июне авторынок просел на 28% в годовом выражении до 90 116 машин, следует из данных «Автостата».
Большая часть лидеров рынка в первом полугодии показала снижение продаж. В частности, реализация «АвтоВАЗа» снизилась на четверть в годовом выражении до 155 481 автомобиля, Haval – на 22% (63 905), Chery – на 23% (55 250), Geely – почти в 1,5 раза (35 580), Changan – на 39% (29 940).
В то же время белорусско-китайская Belgee увеличила продажи на 26% за полугодие до 17 833 машин, Jetour – на 9% до 15 705 шт., a Solaris – и вовсе почти в 2 раза до 10 480 автомобилей.
Наиболее популярными моделями у россиян в первом полугодии стали Lada Granta и Vesta, а также китайские кроссоверы Haval Jolion, Changan UNI-S и Belgee X50. Но их продажи за это время снизились в диапазоне от 16 до 31%. Положительную динамику среди топ-10 моделей на рынке за отчетный период показал лишь оказавшийся на девятой строчке универсал Lada Largus. Его продажи выросли с 212 до 12 483 автомобилей. Год назад реализация этой модели только началась после восстановления производства.
Многие автодилеры в первом полугодии практически перестали зарабатывать на продаже новых автомобилей, говорит директор профильного департамента «Рольфа» Николай Иванов. По его словам, реализация компании снизилась на 15% до 12 812 новых автомобилей. Высокая ключевая ставка, укрепление рубля и ожидания потребителей возвращения ушедших брендов продолжают сдерживать спрос, отмечает топ-менеджер.
«К этим проблемам добавляется бонусная политика дистрибуторов. Сегодня бонусы жестко завязаны на выполнение объемов продаж, что при высокой ставке и падении спроса приводит к переполненным складам и ценовым войнам», – добавляет Иванов.

Он оценивает планы поставок брендов китайских производителей в Россию в 2025 г. на уровне 1,6 млн автомобилей. Учитывая, что на начало этого года на складах оставалось порядка 700 000 машин с 2024 г., и потенциальную емкость рынка в размере 1,1 млн легковых авто, имеющееся предложение более чем вдвое превышает спрос, констатирует Иванов.
Сокращение продаж ГК «Автодом» в отчетном периоде составило порядка 25%, говорит гендиректор компании Андрей Ольховский. Он ожидает ухудшения динамики рынка во втором полугодии, в том числе за счет увеличившейся базы во втором полугодии 2024 г. Объем месячных продаж до конца года едва ли превысит 100 000 машин, что в итоге даст общий объем рынка по году на уровне 1,1 млн автомобилей, полагает собеседник.
Самым ярким событием первого полугодия Ольховский называет колебания курса валюты. После того как доллар снизился примерно на четверть к рублю, компании пришлось формировать резервы по обесценению автомобилей и конкурировать стало еще сложнее, отмечает он. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов считает, что объем продаж во втором полугодии будет примерно на уровне первого, что за 2025 г. даст результат на уровне 1,1–1,2 млн автомобилей. Это на 23–29% меньше, чем в 2024 г.
Люди неплохо зарабатывают на депозитах, кредиты остаются дорогими и сейчас не просто нет спроса – нет стимулов для его появления, подчеркивает аналитик. В этих условиях многие бренды предлагают выгодные условия покупки машины – субсидируют ставки по кредитам, дают прямые скидки, отмечает он.
Оживление рынка во многом будет зависеть от экономической ситуации во второй половине года, полагает руководитель практики Kept по работе с компаниями автопрома Станислав Зингиревич. Пока же спрос смещается в сторону более бюджетных моделей и подержанных автомобилей, отмечает он. Рынок может поддержать реализация недавно объявленных планов Минпромторга по увеличению скидок на автомобили в рамках программ поддержки спроса, допускает эксперт.