UC Rusal хочет продолжить переговоры с «Норникелем»

Отклонив оферту «Норильского никеля» продать часть доли UC Rusal в компании, совет директоров алюминиевого холдинга поручил своему председателю Виктору Вексельбергу выяснить, сколько «Норникель» готов заплатить за весь блокпакет
РИА Новости

Совет директоров пока не обсуждал цену, утверждают три источника, близких к акционерам алюминиевого холдинга. «При правильном управлении «Норникель» может стоить минимум в 2 раза дороже, чем теперь. Если «Норникель» готов сделать такую оферту, акционеры UC Rusal ее обсудят», – подчеркивает один из них. Исходя из вчерашних котировок «Норникеля» на LSE это $23,9 млрд. Представители En+ Олега Дерипаски (47,4% UC Rusal) и Glencore (8,75%) обсуждать письмо Вексельберга отказались, их коллега из группы «Онэксим» Михаила Прохорова (17%) на вопросы не ответил.

«Норильский никель»

Горно-металлургическая компания. Владельцы: Владимир Потанин (около 30%), UC Rusal (25,13%), Corbiere (9,23%), Trafigura (8,06%), «Металлоинвест» (3,9%). Капитализация – $47,9 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – $12,8 млрд, чистая прибыль – $3,1 млрд.

В понедельник совет директоров UC Rusal отказался продать «Норникелю» 15% его акций за $8,75 млрд, потому что «предлагаемые условия не отражают фундаментальной стоимости блокпакета «Норникеля». И в тот же день Вексельберг направил гендиректору «Норникеля» Владимиру Стржалковскому письмо (копия есть у «Ведомостей»), в котором сообщил, что совет директоров алюминиевого холдинга уполномочил его «рассмотреть предложения, которые отражают фундаментальную стоимость блокпакета «Норникеля». Никаких ориентиров цены пакета в письме нет. Вчера на LSE такой пакет стоил $11,9 млрд.

Представитель UC Rusal подтвердил, что Вексельберг направил Стржалковскому такое письмо, но комментировать его содержание отказался. Представитель «Реновы» (компания Вексельберга) Андрей Шторх от комментариев отказался. Так же поступил представитель «Норникеля».

В «Норникеле» письмо расценили как попытку начать торговлю, рассказывает источник, близкий к компании. Вначале нужно понять, какую цену имеет в виду UC Rusal, подчеркивает он.

Среди владельцев UC Rusal по-прежнему нет согласия по поводу того, что делать с долей в «Норникеле». Sual Partners (Вексельберга и Леонарда Блаватника, 15,8%) и «Онэксим» считают, что пакет нужно продавать, но целиком, рассказывают собеседники «Ведомостей». Продать 15% – значит обесценить оставшиеся 10%, поэтому совет единогласно проголосовал против продажи, а принципиально ничего не изменилось, объясняет один из них. По его словам, En+ по-прежнему считает, что блокпакет «Норникеля» – стратегическая инвестиция и продавать ее нельзя. Миноритарии UC Rusal пытаются убедить Дерипаску отступить и продать пакет.

Как показывает практика, у «Норникеля» и его основного владельца Владимира Потанина (около 30%) достаточно ресурсов, чтобы тем или иным способом обесценить пакет UC Rusal, поэтому лучшее решение – продать все акции и получить деньги, подчеркивает один из собеседников «Ведомостей». В отличие от рассмотрения февральской оферты «Норникеля» ($12,8 млрд за 20% акций) продажу пакета готов обсудить гендиректор Glencore Айван Глайзенберг, рассказали два источника, близких к акционерам UC Rusal. «Это не так, – заявил представитель Glencore. – Нам всегда нравились доли в стратегических активах, таких как «Норникель».

Вексельбергу поручено выяснить, купит ли «Норникель» весь пакет и сколько он готов за него заплатить, говорит один из собеседников «Ведомостей». После этого совет директоров UC Rusal еще раз обсудит судьбу пакета.

Вряд ли переговоры Вексельберга с «Норникелем» завершатся продажей пакета, рассуждает аналитик «Уралсиб кэпитал» Дмитрий Смолин: Дерипаска не отступит, а контролирующий акционер UC Rusal – он. К тому же вряд ли «Норникель» теперь сможет привлечь деньги на выкуп доли UC Rusal, добавляет Смолин: компания потратила более $10 млрд на скупку бумаг и выплату дивидендов (с учетом нового buy-back, см. врез) и уже залезла в долги.