X5 Retail Group стоит почти наполовину дешевле главного конкурента

Крупнейший российский ритейлер X5 стоит уже на 45% дешевле своего своего главного конкурента, «Магнита», хотя по выручке обгоняет его на 35%

Дело не столько в консолидации «Копейки», сколько во внутренних корпоративных проблемах Х5: каннибализации трафика со стороны бывших магазинов «Копейки», слабом маркетинге, частой смене менеджмента, продолжающейся реорганизации структуры, считает аналитик Альфа-банка Александра Мельникова. Аналитик «Уралсиба» Тигран Оганисян называет это «преходящими ошибками в управлении». «В последнее время в руководстве X5 был произведен ряд кадровых перестановок. Новое руководство, не имея времени на раскачку, было вынуждено решать сразу две сложные задачи – осуществить в сжатые сроки интеграцию «Копейки» и учесть в своих ценах инфляцию на продовольственные товары (а затем внезапную дефляцию в III квартале 2011 г.), не потеряв покупателей», – объясняет он.

X5 Retail Group

Розничная компания. Крупнейший акционер – «Альфа-групп» (47,86%). Капитализация (LSE) – $6 млрд. Выручка – $11,49 млрд (9 месяцев 2011 г., МСФО). EBITDA – $786 млн. Чистая прибыль – $168 млн.

Котировки акций X5 Retail Group на Лондонской фондовой бирже обвалились на 15% в пятницу, капитализация компании упала до $6 млрд. Так инвесторы отреагировали на операционный отчет крупнейшего по выручке российского розничного оператора, опубликованный в тот же день. По итогам 2011 г. Х5 увеличила выручку на 32% – до 452,5 млрд руб., но этого оказалось недостаточно, чтобы исполнить прогноз. В конце 2010 г. менеджмент ритейлера заявлял, что рассчитывает на увеличение выручки на 40%, в октябре прогноз был понижен до 35%.

Компанию подвел IV квартал, в котором выручка увеличилась всего на 16%, а по сопоставимым магазинам (работающим больше года, LFL) и вовсе снизилась на 2% из-за падения числа покупателей на 4%. По гипермаркетам LFL-продажи в последней четверти упали на 6% при снижении трафика на 8%. Виноваты «тяжелые рыночные условия, высокая сравнимая база прошлого года и консолидация «Копейки», объяснил гендиректор X5 Андрей Гусев. Снижаться продажи сети начали со второго полугодия: если в первом LFL-продажи выросли на 11%, то в III квартале магазины ритейлера прибавили всего 4% продаж. Тогда гендиректор Х5 ссылался на то, что покупатели начали экономить в ожидании нового финансового кризиса.

В результате обвала котировок Х5 оказалась почти на 45% дешевле «Магнита», капитализация которого по итогам пятничных торгов на LSE составила $10,88 млрд. Продажи последнего в 2011 г. тоже не дотянули до прогнозов: они увеличились на 42,1%, хотя менеджмент ожидал рост на 43–48%. В абсолютном значении выручка X5 почти на 35% выше, чем у «Магнита» (452,5 млрд руб. против 335,6 млрд).

Аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина называет результаты X5 в IV квартале «неожиданно слабыми». Она сравнивает их с операционными показателями «Магнита», который в IV квартале увеличил выручку на 33%, а сопоставимые продажи – на 3,1%. Рост среднего чека в магазинах X5 на 2% в IV квартале (ниже уровня продовольственной инфляции в 4,9%) означает, что компания серьезно инвестировала в снижение цен на полках, но число покупателей от этого не увеличилось, а напротив – упало по всем форматам, отмечает она.