Минэнерго отобрало 12 из 35 заявок на эксперимент с налогом на финансовый результат

Выбраны месторождения «Газпром нефти», «Роснефти» и «Лукойла»
Выбраны месторождения трех компаний – «Газпром нефти», «Роснефти» и «Лукойла» в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах/ Дмитрий Рогулин/ ТАСС

«Лукойл» заплатит 126,6 млрд руб. дополнительных налогов, «Газпром нефть» – 85,2 млрд, «Роснефть» – 88,7 млрд руб. При действующем режиме поступления в 2016 г. составят 102,3 млрд, считает Минэнерго, а при НФР – 104 млрд руб. Только три месторождения дают прирост налоговых поступлений в первый год (Нивагальское, Хасырейское и Верхнеколик-Еганское), но все выходят в плюс за три года, говорит чиновник, знакомый с расчетами Минэнерго.

Минэнерго отобрало из 35 заявок на эксперимент с налогом на финансовый результат (НФР, см. врез) 12, рассказывал замминистра энергетики Кирилл Молодцов. Список и сам эксперимент предварительно одобрены на совещании у зампреда правительства Аркадия Дворковича, говорили «Ведомостям» три участника совещания.

Выбраны месторождения трех компаний – «Газпром нефти», «Роснефти» и «Лукойла» в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, говорится в презентации Минэнерго (см. таблицу). Их общие извлекаемые запасы, по расчету Минэнерго (есть у «Ведомостей»), – 794,9 млн т, в 2014 г. на них добыто 6,9 млн т.

Как будет выглядеть новый налог

Налог на добычу полезных ископаемых будет обнулен, но компании заплатят налог на прибыль, пошлину и налог на финансовый результат (НФР) по ставке 60%. База НФР – разница между доходами от продажи нефти и расходами на ее добычу и доведение до товарного состояния. По сути, это еще один налог на прибыль, только специфический. Чиновники думают, как совместить два налога со схожей базой. Кроме того, компании могут уменьшить базу на ежегодную премию к амортизации – 10% от капитальных затрат. Размер премии не нравится Минфину.

В список отобраны месторождения Западной Сибири с окраинными запасами, которые сейчас не вовлечены в разработку, объясняет чиновник Минэнерго: разрабатывать их невыгодно, задача эксперимента – как раз сделать добычу выгодной.

Ключевой вопрос для Минфина: по каким критериям отбирались проекты, Минэнерго долго их не раскрывало публично. Проектам были предъявлены два требования, следует из данных Минэнерго. Первое: расчеты компаний должны показать сильный позитивный эффект от НФР – прирост извлекаемых запасов и высокий показатель коэффициента извлечения нефти (КИН). НФР должен увеличить КИН с текущих 27% до общемировых 35% (каждый дополнительный 1% – увеличение добычи на 30–60 млн т на пике), следует из презентации Минэнерго. Второе: за три года эксперимента чистые поступления налогов в бюджет должны увеличиться. Налоговая нагрузка снизится, но добыча вырастет, и новые поступления за три года компенсируют снижение.

Бюджет выигрывает, уверено Минэнерго (оно приняло для расчетов цену барреля нефти за $60, курс доллара – за 60 руб.). За весь период эксплуатации 12 месторождений (от 16 до 28 лет) дополнительно будет добыто 93,9 млн т (+64%), а поступления в бюджет вырастут на 300,5 млрд руб. (+10,4%).

Текущая налоговая нагрузка, по расчетам Московского нефтегазового центра EY, составляет 60% с цены барреля (при $60 за баррель). При НФР она будет колебаться в зависимости от понесенных расходов (чем выше, тем ниже налоги). Дополнительная добыча на месторождениях – это трудноизвлекаемые запасы, будут высокие затраты.

Поэтому средняя нагрузка на каждый баррель дополнительной добычи составит всего 12%, следует из данных Минэнерго. Но на разных месторождениях будет разная нагрузка на баррель дополнительной добычи: для проектов «Лукойла» разброс от 1 до 30%, «Газпром нефти» – от 9 до 19%, «Роснефти» – от 1 до 10%. Общая налоговая нагрузка на пилотные месторождения составит 43%, для разных месторождений она будет колебаться от 18 до 57%.

Все эти расчеты вызывают сомнения, говорит человек, участвующий в обсуждениях документа в правительстве: «Минэнерго само получило их от компаний, все эти цифры надо перепроверять, задавая компаниям правильные вопросы». Не факт, что компании нарастят добычу так, как обещают, и тогда непонятно, какими получатся потери бюджета, продолжает собеседник «Ведомостей».

Минэнерго предлагает как идею санкции против компаний, которые нарушили требования, знает федеральный чиновник: «Они могут подписать соглашения с правительством о компенсации выигрыша от НФР в том случае, если не нарастят добычу».

Минфин пока не делал оценок выпадающих доходов. Эту сумму за три года определить сложно из-за неясности с перечнем пилотных месторождений, объяснял директор налогового департамента Минфина Илья Трунин (цитата по «РИА Новости»). Но Минфин не согласен с критериями отбора проектов в целом. «Сейчас я этих критериев просто не вижу, мы не понимаем аргументов Минэнерго», – говорил на прошлой неделе замминистра финансов Сергей Шаталов. Сам Минфин предлагал такие критерии – это должны быть небольшие месторождения с небольшим дебетом, рассказывали два федеральных чиновника, но такие критерии радикально сократили бы список Минэнерго.

Еще одно опасение Минфина: выбранные месторождения и при текущей налоговой нагрузке могли бы разрабатываться, нефтяники хотят получить не прибыль, а сверхприбыль. Это не так, настаивает чиновник Минэнерго: в стране около 750 действующих месторождений без льгот, на всех устойчивое падение добычи начиная с 2011 г. Участки с трудноизвлекаемыми запасами хорошо известны отрасли – легко проверить, какая там должна быть нагрузка, чтобы они были рентабельны, уверяет сотрудник нефтяной компании. На таких месторождениях фактический КИН может быть ниже проектного на 10–15% – в разработку не будет вовлечено 30–40% от поставленных на баланс извлекаемых запасов, говорит сотрудник другой компании.