«Звезде» не хватит 60 млрд рублей от «Роснефтегаза»

Размещать заказы на новой верфи «Роснефти» придется и другим госкомпаниям
Судостроительный центр «Роснефти» настойчиво приглашает заказчиков/ Юрий Смитюк/ ТАСС

Судостроительному центру «Звезда», проекту «Роснефти», не будут выделены деньги фонда национального благосостояния (ФНБ) – как объявил президент Путин, 60 млрд руб. «Звезда» получит от «Роснефтегаза». В субботу на самой верфи помощник президента по экономике Андрей Белоусов провел совещание о нуждах проекта. «Надо решить четыре проблемы, которые сейчас тормозят проект, иначе 60 млрд руб. не принесут заметного результата и будут потрачены неэффективно», – сообщил «Ведомостям» Белоусов.

Во-первых, обеспечить «Звезду» заказами госкомпаний, а также компаний, получивших господдержку – работающих на арктическом шельфе, в Арктике и на Северном морском пути. Президент поручал сделать это еще в прошлом ноябре, но только теперь решено, что компании должны подписать с «Роснефтью» соглашения о намерении, в котором взять на себя обязательства размещать заказы на определенную технику (суда снабжения, газовозы и проч.) на «Звезде»; «Роснефть» же гарантирует сроки поставки оборудования, его качество и цену. «Неправильно, если все риски этих заказов возьмут на себя другие компании, часть должна взять «Роснефть», – объяснил Белоусов. С предложением обязать другие компании размещать заказы на «Звезде» ранее обратился в правительство президент «Роснефти» Игорь Сечин. Сейчас на «Звезде» заказы размещает только «Роснефть», а будут – «Совкомфлот», «Газпром», «Новатэк». Основной критерий – господдержка в любом виде, не только госденьги.

Предлагалось также привлечь на «Звезду» частные компании, такие как «Лукойл», рассказывает один из участников совещания: «Они просят доступа на шельф; значит, должны проявить солидарность».

Проект строится в три очереди (2014–2020, 2021–2025 и 2026–2030 гг.), «Роснефть» обеспечит заказами все три очереди, «Новатэк» разместит заказы уже на первой очереди, сказано в презентации.

Вторая проблема – обеспечение «Звезды» инженерной инфраструктурой. ФСК должна построить электроподстанции мощностью 65 МВт, «Газпром» – провести газопровод. Общие расходы на инфраструктуру, по оценкам «Роснефти», – 5,4 млрд руб., следует из материалов к совещанию. По словам Белоусова, инфраструктура должна быть построена в ближайшее время, на этапе строительства первой очереди, возражений быть не может, эти объекты должны быть включены в инвестпрограммы монополий. С ФСК и «Газпромом» их новые обязательства уже обсуждались, на совещании был представитель ФСК, рассказывают его участники.

Третья проблема – обеспечить строительство инжинирингового центра, чтобы разрабатывать технологии строительства платформ и судов ледового класса, некоторые из таких технологий в России отсутствуют, указывает Белоусов: у «Роснефти» есть соглашения с корейской и сингапурской компаниями, но их технологии надо адаптировать под российские стандарты.

Кто закажет

Согласно презентации «Роснефти» (есть у «Ведомостей») потребность нефтяной госкомпании в судах и морской технике до 2030 г. – 212 шт., «Газпрома» – 27, «Лукойла» – 46, «Новатэка» – 40. «Звезда» может рассчитывать и на ведомства, самым крупным заказчиком станет Минтранс с 397 шт.

Четвертая проблема – жилье для 3500, а затем еще 3000 сотрудников «Звезды»: 250 000 кв. м стоимостью примерно 20 млрд руб., приводит оценку один из чиновников. Власти Владивостока дали понять, что средств на это в их бюджете нет; регион только обязался разработать схему финансирования проекта. Часть средств может дать федеральный бюджет, полагает собеседник «Ведомостей», но где взять остальные деньги, пока не ясно.

В компаниях из перечня обязательных заказчиков «Звезды» недоумевают. Сейчас есть понятная практика размещения заказов у корейских и китайских компаний; возможно, заказы на «Звезде» и будут выгодней, но производство еще не началось, никакой ясности нет, указывает человек, близкий к «Совкомфлоту». Белоусов обещает, что ущерба компании не понесут: размещение их заказов возможно, только если по цене, качеству и срокам поставки суда «Звезды» будут сопоставимы с судами с азиатских верфей.

Себестоимость первых заказов может быть выше, чем на зарубежных верфях, предупреждает сотрудник «Звезды», но по мере увеличения заказов начнет снижаться. С учетом высоких валютных рисков заказы на заводе должны стать намного выгоднее заказов у иностранных конкурентов, считает Белоусов, но все это будет возможно, только если правительство решит все проблемы «Звезды».

Денег от «Роснефтегаза» должно хватить только на строительство первой очереди, остается необходимость в деньгах для двух других очередей. «Роснефти» предстоит уточнить финансовую модель: прежде проект оценивался в 145,5 млрд руб., из ФНБ запрашивалось 89 млрд. Строительство первой очереди обойдется в 78,2 млрд; к 60 млрд руб. «Роснефтегаза» добавляются кредиты Газпромбанка и акционера. Газпромбанк установил высокую ставку, «Роснефть» просит субсидировать ставку из бюджета.

Строительство второй очереди, возможно, потребует денег ФНБ – около 20 млрд руб., рассказал Белоусов, а третья в основном будет финансироваться из свободного операционного потока компании.

Это станет возможным только при гарантированных заказах других компаний, чтобы загрузить вторую очередь, подчеркивает гендиректор «Звезды» Владимир Цыбин: завод начнет выпускать более сложную ледовую технику, понадобятся крупные инвестиции, заказов должно стать много.