Британской Castorama придется искать покупателя на российский бизнес

Он может стоить до 24 млрд рублей
Castorama критически опоздала с запуском онлайн-продаж и очень медленно обновляла гипермаркеты, которые объективно устарели/ Максим Стулов / Ведомости

Британская сеть магазинов товаров для дома и ремонта Castorama сообщила об уходе из России, Испании и Португалии. «Это поможет более сосредоточенно и эффективно реализовывать нашу стратегию на основных рынках, где компания занимает или может занять лидирующие позиции», – объяснила главный исполнительный директор головной компании Kingfisher Вероник Лори (ее слова приведены в сообщении ритейлера). В России, по ее словам, у компании «относительно небольшая» доля.

Castorama работает в России с 2006 г., у нее здесь 20 гипермаркетов. «Магазины продолжат работу в обычном режиме», – обещает компания. По итогам 2017 г. Castorama была игроком № 4 среди сетей товаров для дома и ремонта, по данным Infoline. Британская сеть уступала лидеру рынка, французской Leroy Merlin, а также российской сети «Петрович» и немецкой Obi. Leroy Merlin в разы крупнее своего ближайшего конкурента: ее выручка за 2017 г. – 226,7 млрд руб. (по данным «СПАРК-Интерфакса»), тогда как у «Петровича» – 37,8 млрд руб. (данные самой компании).

Castorama теряла российских клиентов: выручка ее головной компании в России за август – октябрь 2018 г. сократилась на 6,4% до 101 млн фунтов стерлингов ($129 млн), следует из ее отчетности. Без учета курсовой переоценки выручка выросла на 5,2%. А за 2017 г. выручка ООО «Касторама рус» снизилась на 4% до 32,5 млрд руб., чистый убыток вырос до 2,8 млрд руб. с 2,05 млрд годом ранее, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Совокупный накопленный убыток Castorama с момента начала работы в России до конца 2018 г. превысит 12 млрд руб., из них 10 млрд – потери за 2014–2018 гг., оценивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Castorama в России была чрезмерно бюрократизированной и недостаточно гибкой, не смогла адаптироваться к девальвации рубля и сохранить рентабельность в условиях усилившейся конкуренции, объясняет Бурмистров. Leroy Merlin активно наращивает бизнес в России: по данным Infoline, за прошлый год компания открыла 16 гипермаркетов, а ее рыночная доля по итогам года приблизится к 22% против 19% в 2017 г.

Также Castorama критически опоздала с запуском онлайн-продаж и очень медленно обновляла гипермаркеты, которые объективно устарели, продолжает Бурмистров: «Это ограничивает возможности сохранить позиции на рынке в долгосрочной перспективе».

«Предполагаю, что Castorama выбрала уход с рынка, так как не ясно, когда он начнет восстанавливаться, а бесконечно терпеть убытки невозможно», – добавляет член совета директоров сети «Максидом» Мария Евневич.

С 1998 по 2014 г., за исключением короткого периода падения в 2009 г., ситуация на рынке товаров для дома и ремонта в России была очень благоприятной, компании росли за счет экстенсивного развития и просто на общей волне роста рынка, вспоминает генеральный директор строительного торгового дома «Петрович» Евгений Мовчан. Серьезное падение началось в 2015 г. и продолжилось в 2016 г., а конкуренция заметно усилилась. «Выдерживали только те компании, которые обращали внимание на эффективность внутренних бизнес-процессов», – говорит Мовчан.

Leroy Merlin в этом году выкупила у финской Kesko 12 российских гипермаркетов «К-раута» примерно за 12 млрд руб. «Инвестиции в российский рынок не принесли ожидаемых результатов, расширение за пределы Петербурга и Москвы потребовало бы значительных дополнительных инвестиций», – отмечал президент и главный исполнительный директор Kesko Микко Хеландер.

Рынок товаров для ремонта и дома в России, по прогнозу Infoline, в 2018 г. вырастет более чем на 7% и приблизится к 1,5 трлн руб. Но единственный перспективный регион сейчас – Московский, отмечает Евневич: здесь большая численность населения и уровень доходов выше, чем в среднем по стране. В остальных регионах следует ожидать перераспределения и консолидации рынка: слабые игроки будут уходить, более крупные – занимать их долю рынка, прогнозирует Евневич.

Представитель Castorama в России на вопрос, каким образом компания покинет Россию – продаст магазины или закроет их, ответил, что компания рассматривает различные сценарии.

Сейчас у Castorama в России 18 отдельно стоящих гипермаркетов общей площадью более 225 000 кв. м и торговой площадью свыше 180 000 кв. м, а также два магазина в торговых центрах – «Золотой Вавилон» в Москве и «Родник» в Челябинске, знает Бурмистров. Он оценивает стоимость недвижимости не менее чем в 24 млрд руб. По оценке директора департамента финансовых рынков и инвестиций Knight Frank Игоря Рогановича, рыночная стоимость помещений, занимаемых Castorama, может составлять от 16 млрд до 19 млрд руб. с учетом того, что около трети площадей находится в аренде.

Компанию такого размера целиком может купить игрок с большими финансовыми средствами, например Leroy Merlin, но ей могут помешать антимонопольные ограничения, предполагает Евневич, скорее всего, компания будет пытаться продать те объекты, на которые будет спрос, и закроет те, что не сможет продать. Единственным реальным претендентом выглядит Leroy Merlin, которая приобрела по такой же схеме гипермаркеты «К-раута», соглашается Бурмистров.

Представитель Leroy Merlin был недоступен для журналистов.