Статья опубликована в № 4701 от 22.11.2018 под заголовком: Castorama в России: ремонту не подлежит

Британской Castorama придется искать покупателя на российский бизнес

Он может стоить до 24 млрд рублей
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Британская сеть магазинов товаров для дома и ремонта Castorama сообщила об уходе из России, Испании и Португалии. «Это поможет более сосредоточенно и эффективно реализовывать нашу стратегию на основных рынках, где компания занимает или может занять лидирующие позиции», – объяснила главный исполнительный директор головной компании Kingfisher Вероник Лори (ее слова приведены в сообщении ритейлера). В России, по ее словам, у компании «относительно небольшая» доля.

Castorama работает в России с 2006 г., у нее здесь 20 гипермаркетов. «Магазины продолжат работу в обычном режиме», – обещает компания. По итогам 2017 г. Castorama была игроком № 4 среди сетей товаров для дома и ремонта, по данным Infoline. Британская сеть уступала лидеру рынка, французской Leroy Merlin, а также российской сети «Петрович» и немецкой Obi. Leroy Merlin в разы крупнее своего ближайшего конкурента: ее выручка за 2017 г. – 226,7 млрд руб. (по данным «СПАРК-Интерфакса»), тогда как у «Петровича» – 37,8 млрд руб. (данные самой компании).

Castorama теряла российских клиентов: выручка ее головной компании в России за август – октябрь 2018 г. сократилась на 6,4% до 101 млн фунтов стерлингов ($129 млн), следует из ее отчетности. Без учета курсовой переоценки выручка выросла на 5,2%. А за 2017 г. выручка ООО «Касторама рус» снизилась на 4% до 32,5 млрд руб., чистый убыток вырос до 2,8 млрд руб. с 2,05 млрд годом ранее, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Совокупный накопленный убыток Castorama с момента начала работы в России до конца 2018 г. превысит 12 млрд руб., из них 10 млрд – потери за 2014–2018 гг., оценивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Castorama в России была чрезмерно бюрократизированной и недостаточно гибкой, не смогла адаптироваться к девальвации рубля и сохранить рентабельность в условиях усилившейся конкуренции, объясняет Бурмистров. Leroy Merlin активно наращивает бизнес в России: по данным Infoline, за прошлый год компания открыла 16 гипермаркетов, а ее рыночная доля по итогам года приблизится к 22% против 19% в 2017 г.

Также Castorama критически опоздала с запуском онлайн-продаж и очень медленно обновляла гипермаркеты, которые объективно устарели, продолжает Бурмистров: «Это ограничивает возможности сохранить позиции на рынке в долгосрочной перспективе».

«Предполагаю, что Castorama выбрала уход с рынка, так как не ясно, когда он начнет восстанавливаться, а бесконечно терпеть убытки невозможно», – добавляет член совета директоров сети «Максидом» Мария Евневич.

С 1998 по 2014 г., за исключением короткого периода падения в 2009 г., ситуация на рынке товаров для дома и ремонта в России была очень благоприятной, компании росли за счет экстенсивного развития и просто на общей волне роста рынка, вспоминает генеральный директор строительного торгового дома «Петрович» Евгений Мовчан. Серьезное падение началось в 2015 г. и продолжилось в 2016 г., а конкуренция заметно усилилась. «Выдерживали только те компании, которые обращали внимание на эффективность внутренних бизнес-процессов», – говорит Мовчан.

Leroy Merlin в этом году выкупила у финской Kesko 12 российских гипермаркетов «К-раута» примерно за 12 млрд руб. «Инвестиции в российский рынок не принесли ожидаемых результатов, расширение за пределы Петербурга и Москвы потребовало бы значительных дополнительных инвестиций», – отмечал президент и главный исполнительный директор Kesko Микко Хеландер.

Рынок товаров для ремонта и дома в России, по прогнозу Infoline, в 2018 г. вырастет более чем на 7% и приблизится к 1,5 трлн руб. Но единственный перспективный регион сейчас – Московский, отмечает Евневич: здесь большая численность населения и уровень доходов выше, чем в среднем по стране. В остальных регионах следует ожидать перераспределения и консолидации рынка: слабые игроки будут уходить, более крупные – занимать их долю рынка, прогнозирует Евневич.

Представитель Castorama в России на вопрос, каким образом компания покинет Россию – продаст магазины или закроет их, ответил, что компания рассматривает различные сценарии.

Сейчас у Castorama в России 18 отдельно стоящих гипермаркетов общей площадью более 225 000 кв. м и торговой площадью свыше 180 000 кв. м, а также два магазина в торговых центрах – «Золотой Вавилон» в Москве и «Родник» в Челябинске, знает Бурмистров. Он оценивает стоимость недвижимости не менее чем в 24 млрд руб. По оценке директора департамента финансовых рынков и инвестиций Knight Frank Игоря Рогановича, рыночная стоимость помещений, занимаемых Castorama, может составлять от 16 млрд до 19 млрд руб. с учетом того, что около трети площадей находится в аренде.

Компанию такого размера целиком может купить игрок с большими финансовыми средствами, например Leroy Merlin, но ей могут помешать антимонопольные ограничения, предполагает Евневич, скорее всего, компания будет пытаться продать те объекты, на которые будет спрос, и закроет те, что не сможет продать. Единственным реальным претендентом выглядит Leroy Merlin, которая приобрела по такой же схеме гипермаркеты «К-раута», соглашается Бурмистров.

Представитель Leroy Merlin был недоступен для журналистов.

Читать ещё
Preloader more