Глобальное судоходство получило новую стратегию борьбы с выбросами
Международная морская организация (IMO) приняла пересмотренную стратегию, направленную на сокращение выбросов парниковых газов в судоходной отрасли на 1 млн т в год до нуля к 2050 г. Пересмотренная стратегия была принята на заседании Комитета ООН по защите морской среды в Лондоне (Великобритания).
Документ устанавливает «ориентировочные контрольные точки» общих выбросов парниковых газов от судов, которые должны быть сокращены не менее чем на 20%, стремясь к 30%, по сравнению с уровнями 2008 г. к 2030 г. и не менее чем на 70%, стремясь к 80%, как можно скорее. Стратегия ставит дополнительные цели по освоению технологий, топлива или источников энергии с нулевым или почти нулевым выбросом парниковых газов.
Первоначальная стратегия IMO по выбросам парниковых газов, принятая в 2018 г., предусматривала сокращение выбросов углерода не менее чем на 40% по сравнению с уровнем 2008 г. к 2030 г. и сокращение общих выбросов парниковых газов судоходной отраслью не менее чем на 50% к 2050 г. Она не была совместима с целью Парижского соглашения 2015 г. ограничить глобальное потепление значительно ниже 2°C и предпринять усилия по ограничению повышения глобальной температуры до 1,5°C.
IMO установила крайний срок для согласования набора среднесрочных мер по поддержке стратегии по выбросам парниковых газов – 2025 г. Меры должны включать как целевой стандарт судового топлива, регулирующий поэтапное снижение интенсивности выбросов парниковых газов, так и механизм ценообразования выбросов для судоходства. Оценка воздействия каждой из рассматриваемых мер будет проводиться с лета этого года до осени следующего. Предполагается, что выбранные меры будут приняты на заседании Комитета ООН по защите морской среды осенью 2025 г.
Хотя пересмотренная стратегия не имеет обязательной юридической силы, меры, используемые для ее реализации, могут быть обязательными. Так, после принятия первоначальной стратегии по выбросам парниковых газов IMO согласовала краткосрочные меры по регулированию выбросов. Две из них вступили в силу в 2023 г.: индекс энергоэффективности существующих судов (EEXI) и показатель углеродоемкости (CII). Эти меры имеют обязательную юридическую силу, поскольку они включены в международный договор – Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ).