Работу региональных операторов по вывозу отходов усовершенствуют

Они нуждаются в общественном мониторинге, государственном контроле и законодательной поддержке
Максим Стулов / Ведомости

Необходимая валовая выручка 184 региональных операторов по вывозу отходов в 2023 г. составила 290,9 млрд руб. В 2020 г. этот показатель был 192 млрд руб. для 173 компаний-операторов. Выручка растет вместе с собираемостью платежей: в 2021 г. она составляла 85,7%, к концу 2022 г. превысила 91,6%, а в 2023 г. достигла 95,5%. По мнению заместителя председателя комитета Государственной думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александра Когана, к увеличению показателя сбора платежей привела активная работа регоператоров с населением и улучшение финансово-экономической ситуации. При том, что их выручка выросла на 50% за три года, и прогноз по отрасли устойчивый, рост денежных потоков требует большей ответственности и прозрачности.

Инструменты контроля

Федеральные органы власти договорились о введении дополнительных мер контроля за исполнением тарифной политики, территориальных схем обращения с отходами и расходованием средств.

Генеральный директор Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев отметил, что основная задача региональных операторов – выстраивание устойчивой работы всей системы управления твердыми коммунальными отходами (ТКО) в регионе, от мест их накопления до конечной переработки. При этом Минприроды России утвержден порядок ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО и единой системы классификации таких затрат. «Таким образом, экономика операторов приводится к единообразию, исключающему злоупотребления и завышение расходов», – пояснил Буцаев.

До начала реформы обращения с отходами их вывозом занимались тысячи разрозненных компаний с непрозрачной системой работы, что приводило к росту свалок, рассказали в РЭО. По словам экспертов, сваливать отходы в незаконные места компаниям, за которыми не следили, было проще и дешевле, чем вывозить их в сортировочные центры для последующей утилизации. Благодаря повышению прозрачности работы регоператоров выросли и ключевые показатели мусорной реформы: доля ТКО, направленных на обработку, за пять лет выросла с 11% до 53% к концу 2023 г. А доля утилизации отходов увеличилась более чем в шесть раз – с 2% до 13% по итогам прошлого года.

Отслеживать и анализировать гигантские объемы информации, касающиеся работы регоператоров, практически в онлайн-режиме позволит запуск федеральной государственной информационная системы учета твердых коммунальных отходов (ФГИС УТКО), считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой.

«Конечно, не во всех регионах мы видим удовлетворительную работу. Отстранение регоператоров в ряде субъектов РФ и расторжение с ними соглашений подтверждают это. Важно учесть запрос наших граждан на оплату услуг регоператоров не по нормативу, а по факту. Операторам следует сосредоточиться на сборе вторичных ресурсов у населения за деньги и создании полноценной экономики замкнутого цикла, а не на размещении ТКО на полигонах и росте тарифа», – указал Луговой. 

По мнению председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александра Двойных, система обращения с отходами требует доработки. «Наш комитет внимательно следит за проблематикой отрасли. Есть конкретные предложения по урегулированию системы, которые прорабатываются совместно с правительством РФ, регионами и профильными ведомствами», – добавил он.

За регоператорами необходим постоянный общественный мониторинг, чтобы эффективно выявлять проблемные участки всей реформы, уверен глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов. «Реформа чистоты состоялась, население проголосовало рублем и это показатель доверия общества. Институт регоператоров становится прозрачным, цифровизация нам в помощь. Это позволяет обеспечивать действенный контроль за их работой и оздоравливать проблемные активы», – полагает эксперт.

К замкнутой экономике

Вопрос нацеливания регоператоров на создание инфраструктуры раздельного сбора отходов, как на одну из важнейших задач, на первом этапе решался под руководством Минприроды РФ. Выделялось финансирование на закупку контейнеров в регионах: в 2021 г. субъектам был направлен 1 млрд руб. В итоге в 46 регионах появились более 69 000 современных контейнеров. В 2022 г. еще 43 региона купили 85 000 контейнеров благодаря дополнительно выделенным федеральным центром 1,5 млрд руб. Сегодня по всей России насчитывается порядка 327 000 контейнеров.

Среди регионов-лидеров по раздельному накоплению отходов – Москва и Московская область со стопроцентным охватом населения раздельным сбором. Также можно отметить Брянскую область, в которой раздельным накоплением охвачено 97% населения. Более 8000 сеток-контейнеров для сбора пластиковой тары размещены в общественных местах Брянской области, действует 10 экопунктов. Более 3/4 населения охвачено раздельным сбором в Удмуртии и Свердловской области. В городах и селах Удмуртии устанавливаются, к примеру, экопункты «Экодома Удмуртии», где пофракционно принимается за вознаграждение более 30 категорий вторичных ресурсов. Свыше 2/3 составляет охват раздельным накоплением отходов населения Санкт-Петербурга.

«Раздельный сбор отходов – это ключевой момент в повышении выборки вторичных ресурсов. Он непосредственно влияет на снижение захоронения отходов. Кроме того, в регионах запустили порядка 21 000 пунктов приема вторресурсов, различных экопунктов, экодомов, фандоматов и экостанций. Эти пункты устанавливают общественники и коммерческие компании, но в большей степени именно регоператоры», – рассказал председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов.

Однако регоператорам нужна законодательная поддержка: например, сегодня у них недостаточный доступ к персональным данным, поэтому возникают сложности выставления счетов в частном секторе, дачных, садовых товариществах, кооперативах. Коммерческие компании также не спешат заключать договора на вывоз. Это приводит к переполнению контейнерных площадок, сложности в прогнозировании их наполнения, отметил Коган.

«Нужно дать возможность доступа к персональным данным, либо разрешить заниматься выявлением неплательщиков через энергетиков, которые собирают оплату по счетчику – если счетчик крутится, то значит кто-то живет», – считает депутат.

Также еще не все регионы выработали экономически обоснованный тариф, что приводит к достаточно большому количеству регоператоров до сих пор работающих себе в убыток. Чтобы достичь к 2030 г. целевые показатели нацпроекта «Экология» по полной сортировке всех отходов и переработке половины из них, регоператорам нужно привлекать инвестиции и строить новые предприятия по обращению с отходами. «Для этого тариф должен быть финансово-экономически обоснованным, в нем обязательно должна быть инвестиционная составляющая. К сожалению, сегодня не все регионы это имеют, что создает большие сложности для региональных операторов. Но в целом система выстраивается, становится более четкой, понятной и прозрачной, поэтому мы достаточно оптимистично смотрим на ближайшие годы», – заключил Коган.

«Конечно, становление эффективно работающих экономических субъектов – не молниеносный и не директивный механизм. Придется пройти и через банкротства, и через укрупнение, и через диверсификацию деятельности, и через новые навыки – выстраивание работы с подрядчиками и по раздельному сбору, и по другим вопросам, – считает исполнительный директор ассоциации содействия экономики замкнутого цикла «Ресурс» Валерия Гулимова. – Но на сегодняшний день региональные операторы – ключевое звено в создании системы обращения с отходами. С их появлением, с фактом заключения соглашения с регионом возникло звено администрирования, учета, операционной деятельности, которая опирается на экономические механизмы».