Зачем нужны углеродные единицы

Как они помогают реализовать климатические проекты

Углеродные единицы — это инструмент закона о сокращении выбросов парниковых газов (ПГ), они выпускаются при сокращении компаниями выбросов ниже выделенных им квот и могут быть проданы или переданы компаниям, выбросы которых превышают квоты, и зачтены им при оценке их негативного воздействия на окружающую среду. Расскажем о механизме подсчета, верификации и торговли углеродными единицами.

Как все началось

В сентябре 2019 года Россия ратифицировала Парижское соглашение, которое предполагает сокращение к 2030 году выбросов парниковых газов до 70–75% от уровня 1990 года при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов. После этого президент РФ подписал указ по созданию национальной системы климатического регулирования.

Парижское соглашение не требует от промышленности подписавших его стран отказа от сжигания ископаемого топлива – нефти, газа и угля. Но при этом оно обязывает все страны работать над снижением выбросов и их очистке, над технологическим перевооружением работающих предприятий.

Наиболее популярными экономическими инструментами такого регулирования в мире являются углеродный налог и рынок углеродных единиц. Последний можно отнести к стимулирующим мерам, создающим углеродное ценообразование и способствующим выполнению задач по сокращению выбросов.

В 2021 году в России вступил в силу федеральный закон № 296 «Об ограничении выбросов парниковых газов» для регулируемых организаций, который обязывает вести соответствующую отчетность и формирует понятийную базу (климатический проект, углеродная единица, реестр углеродных единиц, кадастр парниковых газов и т.д.) для обращения углеродных единиц.

В соответствии с законом, эмитенты ПГ относятся к регулируемым, если выполняются следующие условия: масса выбросов парниковых газов составляет более 150 тыс. т СО2-эквивалента в год. С 1 января 2025 года планка понизится до 50 тысяч т и менее, то есть под регулирование попадут и более мелкие производства. 14 марта 2022 года правительство утвердило критерии отнесения предприятий к числу регулируемых. Так, например, к их числу относятся предприятия, чей производственный процесс включает стационарное сжигание топлива, в том числе, на факельных установках, добыча нефти и газового конденсата и др.

Как работают квоты на ПГ

Квоты могут давать права предприятиям на определенный объем выбросов и подтверждать их сокращение в случае реализации климатических проектов. Образование излишков такой квоты и возможность извлечения из этого прибыли, в том числе за счет снижения налоговых и штрафных расходов в долгосрочной перспективе, является дополнительным мощным стимулом для реализации проектов по модернизации и переходу на наилучшие доступные технологии для промышленных и производственных предприятий.

Углеродная единица измеряется в тоннах СО2-эквивалента. Это единица, используемая в качестве общего знаменателя для обеспечения сравнения агрегированного объема выбросов парниковых газов для различных видов промышленности и хозяйственной деятельности.

К парниковым газам относятся двуокись углерода (CO2); метан (CH4); закись азота (N2O); гидрофторуглероды (ГФУ); перфторуглероды (ПФУ); гексафторид серы (SF6); трифторид азота (NF3).

Каким образом происходит оценка выбросов ПГ

В российских компаниях проводится преимущественно корпоративная оценка углеродного следа – на уровне организации. На данный момент чаще всего проводится оценка по следующим областям (типам) выбросов парниковых газов: прямые выбросы (Scope 1), косвенные энергетические выбросы (Scope 2) и реже другие косвенные (Scope 3).

При расчетах выбросов ПГ применяются различные российские и зарубежные методики. Компании проводят расчеты самостоятельно или привлекают консультантов. В любом случае для определения объемов выбросов ПГ требуется использование большого количества корпоративных данных из разных источников и выполнение многоуровневых расчетов. В общем количестве для подсчета объемов выбросов у организации уходит от 1 до 5 месяцев, что крайне неэффективно и неприемлемо. Необходимо оперативно реагировать на показатели выбросов и понимать, что именно стало причиной их увеличения или уменьшения.

Для решения этой задачи компания «Центр 2М» разработала информационно-аналитическую систему, которая позволяет в оперативном режиме контролировать показатели выбросов парниковых газов внутри конкретного предприятия или ряда предприятий (группы компаний). Информационная система «Центр 2М» интегрируется с функционирующими на предприятии системами управления и диспетчеризации технологических процессов, которые являются источниками данных о конкретных результатах деятельности в реальном времени. Также источниками данных могут являться отчетные формы, распознавание которых система производит без участия человека.

Система в автоматическом режиме собирает данные с географически распределённых объектов и приводит их к единой информационной модели. С использованием настраиваемых математических моделей выполняются необходимые расчеты и осуществляется прогнозирование/моделирование развития событий. С помощью аналитических инструментов cистема преобразовывает разрозненную информацию о состоянии выбросов в аналитические отчеты, графики, интерактивные дашборды, в том числе на картографической подоснове.

Система представляет собой комплекс подсистем и модулей, каждый из которых выполняет ряд функций и может быть собрана как конструктор и настроена для выполнения различных задач, исходя из потребностей заказчика.

Корпоративный углеродный след и углеродный след продукта

Корпоративный углеродный след на уровне организации – это оценка всех выбросов ПГ организации. В первую очередь это Scope 1 и Scope 2, а также расчет Scope 3. В рамках программы по ПГ в РФ расчет Scope 3 на данный момент является не обязательной процедурой при оценке корпоративного углеродного следа, но на добровольной основе возможен.

Углеродный след продукта – это расчет выбросов ПГ в течение жизненного цикла продукта, товара или услуги. Для оценки углеродного следа продукта, в отличие от корпоративного углеродного следа, необходимо оценивать все три области охвата выбросов ПГ (Scope 1+2, 3) в установленных границах расчета (от производства сырья до захоронения/переработки отходов или от производства сырья до момента выхода из организации).

Верификация углеродной отчетности

Важным требованием является проведение верификации углеродной отчетности, углеродного следа и результатов климатических проектов. Верификация – это процесс оценки заявления по парниковым газам в отношении исторических данных и информации для определения того, является ли это заявление в существенном отношении корректным и соответствует ли оно стандартам программы по ПГ. Верификация является способом подтверждения и проверки информации на достоверность, правильность, точность, а также ее сопоставление с признанными нормативными документами.

Некоторые компании также проводят верификацию расчетов по ПГ и публикуют результаты инвентаризации и верификации на своем корпоративном сайте, в отчетах об устойчивом развитии, на рейтинговых платформах, а также используют для внутренних целей.

Заявление по ПГ – это основанная на фактах и объективная декларация, содержащая предмет для верификации. Это краткий отчет по результатам проведенной инвентаризации эмитента в выброс ПГ за отчетный период.

Для осуществления верификации нужны органы по валидации и верификации парниковых газов, таких органов до окончания 2021 года в России не существовало, поскольку не было национальной системы аккредитации. Услуги по валидации и верификации в этой области в интересах российских компаний оказывались зарубежными компаниями.

В 2022 году ряд российских организаций получили аккредитацию на право валидации и верификации углеродной отчетности и результатов климатических проектов. Но для обеспечения признания отчетности на международном рынке этого недостаточно, поскольку национальная система не аккредитована в международном органе. Компания «Центр 2М» работает с компаниями-партнерами, аккредитованными на право валидации и верификации по определению объемов выбросов парниковых газов

Международный опыт

Международный рынок торговли квотами находится на этапе становления и работает через биржевой механизм, где стоимость углеродных единиц в настоящее время варьируется от 50 до 87 евро за тонну СО2-эквивалента. Однако на страновом и региональном уровнях продажа углеродных единиц давно и успешно функционирует.

С 2013 года Китай реализовывал пилотный проект по созданию рынков в отдельных регионах, а с 2021 года осуществлен пилотный запуск объединенного национального углеродного рынка Китая. С учетом китайской системы около 20% всех выбросов парниковых газов будет покрыто углеродными рынками.

В Казахстане действует электронный кадастр и информационная система торговли квотами с 2013 года. Данный система используется в качестве основного инструмента для регулирования внутренних выбросов CO2 и развития низкоуглеродных технологий. Система охватывает все крупные компании в энергетическом, нефтегазовом секторах, горнодобывающей, металлургической и химической отраслях промышленности. Всемирный банк оказывал Казахстану техническую помощь в поддержке внедрения данной системы и соответствующих мер по смягчению последствий изменения климата.

Электронная платформа позволяет крупным эмитентам Казахстана фиксировать и передавать данные о выбросах парниковых газов, а также торговать квотами в режиме онлайн. Представленные данные по выбросам парниковых газов формируются на предприятии, подтверждаются аккредитованными органами по верификации и передаются в кадастр посредством применения электронной цифровой подписи.

Сахалин — пилотный регион в России

На обсуждении находится «Концепция системы учета, регистрации, выпуска в обращение, передачи и зачета результатов климатических проектов, осуществляемых на территории РФ». Концепция основана на международном опыте, вводит основы обращения углеродных единиц на территории России, нацелена на привлечение зеленых инвестиций. Правительством России была выбрана Сахалинская область в качестве пилотного региона внедрения механизмов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов. На примере области будут апробированы различные меры углеродного регулирования и оценена их эффективность для последующего масштабирования на уровне страны.

Главным механизмом в рамках эксперимента на Сахалине должно стать квотирование выбросов крупнейших эмитентов парниковых газов этого региона и возможность для предприятий торговать этими квотами, однако за выбросы в больших объемах, чем имеющиеся квоты, предприятия должны будут платить по среднемировым ценам.

В марте 2022 года был принят федеральный закон № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации». Установлено, что эксперимент будет также проводиться на территориях иных субъектов РФ, включенных в него при внесении изменений в закон. Его цель — достижение углеродной нейтральности на территории Сахалинской области — до 31 декабря 2025 года; на территориях иных субъектов РФ, включенных в эксперимент — в сроки, установленные с помощью внесения изменений в закон.

В числе задач эксперимента названы стимулирование внедрения технологий сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения; формирование системы независимой верификации; создание системы обращения углеродных единиц и единиц выполнения квоты.