Авиакомпании мира планируют переход на SAF

Устойчивое авиационное топливо становится все более востребованным
Pixabay

Авиация является одним из самых быстрорастущих источников выбросов парниковых газов, ведущих к глобальному изменению климата. В ноябре прошлого года в преддверии ежегодной конференции ООН по изменению климата COP26 авиационная отрасль пообещала достичь чистого нуля к 2050 году, но при этом признала, что водородные и электрические самолеты не будут эксплуатироваться в значительных количествах до 2040-х годов. Таким образом, 65% сокращения выбросов необходимо будет обеспечить за счет замены используемого сегодня авиакеросина на устойчивое авиационное топливо (sustainable aviation fuel, SAF). Это потребует значительного увеличения использования биотоплива, которое в настоящее время в два-пять раз дороже керосина, сообщает Reuters.

В июле 2021 года Европейский союз предложил обязать поставщиков топлива включать SAF в авиационное топливо, поставляемое в аэропорты ЕС, начиная с 2025 года на уровне 2%, увеличить до 5% с 2030 года и до 63% в 2050 году. Тем временем Великобритания объявила, что к 2030 году она планирует использовать 10% SAF.

Авиакомпании заявили, что нужны стимулы, которые помогут снизить высокую стоимость биотоплива. В ноябре 2021 года администрация президента США Джо Байдена объявила о планах предоставления налоговых льгот для производителей смеси в рамках законопроекта об инфраструктуре на сумму $1,2 трлн. Администрация также поставила перед авиационной отраслью задачу заменить по крайней мере 5% спроса на обычное авиатопливо на SAF к 2030 году. Если это будет реализовано, то к концу десятилетия в США будет произведено 11,36 млрд литров SAF. Но самый большой толчок, возможно, исходит от частного сектора. И это касается не только авиакомпаний, но и компаний, занимающихся авиаперевозками. Например, Deutsche Post DHL на конференции COP26 в Глазго договорилась о партнерстве с финской компанией по производству возобновляемого топлива Neste, что позволит ей выполнять 200 рейсов в неделю на SAF из британского аэропорта Ист-Мидлендс.

В настоящее время тысячи компаний установили нулевые обязательства по выбросам — от крупных компаний по производству потребительских товаров, таких как Amazon и Walmart, до консалтинговых и финансовых компаний, таких как Bank of America, Deloitte и Boston Consulting Group, для которых авиаперелеты сотрудников являются серьезной экологической проблемой. На COP26 госдепартамент США и Всемирный экономический форум (ВЭФ) запустили «Коалицию первопроходцев безуглеродного топлива», платформу для ведущих мировых компаний по ускоренному внедрению низкоуглеродных технологий в ряде ключевых секторов экономики. Авиационные компании к 2030 году обязались заменить 5% своего обычного авиатоплива передовыми технологиями, которые могут сократить выбросы в течение жизненного цикла на 85% или более.

Несколько членов «Коалиции первопроходцев», в том числе Boeing, Bank of America, Orsted, DPDHL, United и Delta airlines, а также Boston Consulting Group, участвуют в другой инициативе ВЭФ – «Коалиции Чистое небо для завтрашнего дня», состоящей из 60 членов, альянса, созданного ранее в 2021 году для обеспечения глобальной авиации 10% SAF к 2030 году. В июне 2021 года альянс запустил систему сертификатов на устойчивое авиационное топливо, которые будут покрывать стоимость SAF. Microsoft, например, купила сертификаты у Alaska Airlines и производителя SAF SkyNRG для оплаты поездок сотрудников между Сиэтлом и тремя аэропортами Калифорнии. Компания также приобретает сертификаты в рамках другого пилотного проекта, объявленного в сентябре прошлого года совместно с Air BP и United Airlines, по поставке 26 500 литров биотоплива в британские аэропорты. Microsoft также является одним из основателей другого партнерства, которое было создано в прошлом году, Альянса покупателей устойчивой авиации (SABA), совместного проекта двух ведущих экологических неправительственных организаций (НПО) в США — Института Скалистых гор и Фонда защиты окружающей среды.

Еще одна проблема – сертификация SAF. Индонезия, например, готовится производить авиационное топливо из пальмового масла в коммерческих объемах. В то время как ЕС запретил использование пальмового масла в биодизельном и авиационном топливе с 2030 года, и пока неясно, будут ли другие юрисдикции делать то же самое. В пилотных проектах SkyNRG и Air BP поставляемое биотопливо будет сертифицировано организацией «Круглый стол по устойчивым биоматериалам» (RSB), критерии которой включают отсутствие неблагоприятного воздействия на биоразнообразие или землепользование. Генеральный директор United Airlines Скотт Кирби заявил на панельной дискуссии в рамках COP26, что United не будет летать на SAF, полученном из продовольственных культур. В то время как SkyNRG и Neste используют сельскохозяйственные отходы и отработанное растительное масло в своем биотопливе.