Борьба с однодневками очистила реестр юрлиц

Опасаясь налоговых проверок, компании все реже проводят реорганизацию
Борьба с однодневками вылилась в генеральную уборку реестра – компании все реже проводят ­реорганизацию, ­чтобы избежать ­налоговых проверок/ Интерпресс / PhotoXPress

Число компаний, прекративших работу из-за реорганизации, в 2017 г. снизилось почти втрое, а за два года – почти в 5 раз, следует из данных Федеральной налоговой службы (ФНС). Это следствие борьбы с фирмами-однодневками, объясняет федеральный чиновник.

Зачистку единого реестра юрлиц (ЕГРЮЛ) от однодневок ФНС начала в 2016 г., когда получила право проверять достоверность данных в нем. Переезд или участие в реорганизации во время проверки – повод для подозрений. При реорганизации проверяют чаще, рассказывает директор департамента юридической фирмы «Клифф» Юлия Уколова: собственнику приходится подтверждать, что фирма прошла налоговую проверку и у нее нет долгов. Как только компания запускает реорганизацию, налоговики начинают проверять юридический адрес, выясняют, реальна ли реорганизация, многие не выдерживают такой проверки и не могут завершить реорганизацию, объясняет Уколова.

Сокращается и число компаний с признаками фирм-однодневок, говорит чиновник. В прошлом году по решению налоговиков в реестре стало на 520 000 компаний меньше. Правда, это все равно меньше рекорда 2016 г., когда налоговики исключили из ЕГРЮЛ более 780 000 компаний. Доля же компаний с признаками фиктивности за 2017 г. снизилась на 45% по сравнению с 2016 г., сообщила ФНС.

Юристы ждали, что ФНС вычеркнет из реестра еще больше компаний. В 2017 г. налоговики получили право исключать компании при недостоверности данных, если за три месяца ее собственники не уточнили информацию. Всего же за прошлый год в реестр было внесено 550 000 таких записей, следует из данных ФНС.

Однодневки часто используются для незаконного обналичивания и возмещения НДС, создания искусственной цепочки поставщиков – чтобы увеличить цену товара и уменьшить налоговую базу. Например, одна из популярных схем – зарегистрировать компанию, вывести на нее деньги, полученные за оказание услуг, обналичить через индивидуального предпринимателя, а компанию бросить.

20–30% случаев исключения из реестра могут объясниться спадом предпринимательской активности, считает Уколова. В прошлом году компаний, прекративших бизнес, было на 18% меньше, чем в 2016 г. Но и вновь созданных – на 9,3% меньше, чем в 2016 г., и на 15,1% – чем в 2015 г.

Теневой рынок подстраивается под критерии, предупреждает гендиректор УК «Мунерман и партнеры» Илья Мунерман. Для сомнительных операций выбираются давно зарегистрированные компании с активными движениями по счетам, согласен юрист крупной компании. Особенно распространены случаи покупки для махинаций компаний с историей, такая компания легко встроится в схему с однодневкой. Пару лет назад было море недобросовестных контрагентов по одному адресу, согласен Мунерман, но теперь неработающий телефон, массовые учредители и директора в прошлом.