ЦБ Турции при новом руководстве не стал повышать ставку

Регулятор увеличивал ее с июня 2023 года
Евгений Разумный / Ведомости

Центральный банк Турции 22 февраля принял решение не повышать ставку рефинансирования, оставив ее на нынешнем уровне – 45%. Об этом говорится в сообщении регулятора, опубликованном по итогам заседания комиссии по монетарной политике.

При этом в январе 2024 г. инфляция осталась практически на том же уровне, что и в декабре 2023 г. – 64,86% против 64,77%, соответственно. В сообщении сказано, что регулятор сохранит ставку на текущем уровне до тех пор, пока не будет зафиксирован тренд на значительное снижение месячной инфляции и пока инфляционные ожидания не приблизятся к прогнозируемому диапазону.

«Принимая во внимание запаздывающие последствия ужесточения денежно-кредитной политики, комиcсия будет определять свои решения таким образом, чтобы создать денежно-кредитные и финансовые условия, необходимые для достижения целевого уровня инфляции в 5% в среднесрочной перспективе», – отмечено в заявлении ЦБ Турции.

Заседание 22 февраля стало первым, прошедшим уже при новом председателе банка Фатихе Карахане. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назначил Карахана на этот пост 2 февраля. Он заменил первую за историю регулятора женщину на этом посту – Хафизе Гайе Эркан. Она руководила ЦБ с июня 2023 г. Карахан работал ее заместителем. После назначения Эркан на пост председателя ЦБ ставка увеличилась с 8,5% в июне 2023 г. до 45% в январе 2024 г. Турецкий регулятор повышал ставку восемь раз подряд.

Предполагается, что Эркан могла уйти в отставку под давлением из-за слухов вокруг ее семьи. За время работы в ЦБ Эркан неоднократно становилась объектом критики со стороны турецких СМИ. В частности, местные газеты писали об ее отце Эркане Эроле, который якобы вмешивался в работу регулятора, не занимая никакой официальной должности в банке. Одна из бывших подчиненных обвинила его в применении физического насилия в отношении сотрудников регулятора. Другой скандал был связан со словами самой Эркан о неспособности найти себе для аренды подходящую квартиру в Стамбуле на фоне роста цен на жилье из-за инфляции, из-за чего ей в итоге пришлось жить у матери. Кроме того, она заявила, что цены на продукты питания снизились, в то время когда они продолжали расти.

До июня 2023 г. в течение более чем двух лет регулятор в соответствии с неортодоксальными экономическими представлениями президента Эрдогана проводил курс на ультрамягкую денежно-кредитную политику. ЦБ Турции понижал ставку на фоне высокой инфляции, рассчитывая на насыщение экономики турецкими товарами, а также рост экспорта и приток в страну валюты. Несмотря на ожидания властей, ежемесячные показатели промпроизводства с июля 2022 г. и до конца года, по данным Turkstat, не превышали 3,3%, а в ноябре и декабре и вовсе показали отрицательные результаты: -1,1 и -0,3% соответственно. Самый резкий спад пришелся на апрель 2023 г. (- 8,2%), хотя и был в большей мере связан с землетрясениями.

Инфляция в Турции стала резко увеличиваться в ноябре 2020 г. Тогда показатель вырос с 11,89 до 14,03%. Через год, в декабре 2021 г., он увеличился до 36,08%. Рост продолжился и в 2022 г. К октябрю инфляция побила рекорд за 25 лет и достигла 85,51%. После этого началось постепенное снижение, и в январе 2023 г. она составила 57,68%. В июне инфляция упала до 38,21%, но в июле показатель снова стал расти и составил 47,83%, а в августе – 58,94% К декабрю 2023 г. рост цен достиг 64,77%. Согласно данным TurkStat, в декабре 2023 г. безработица в Турции составила 8,8%.

Нынешняя ставка и так высока и ее дальнейшее повышение не только не гарантировало бы стабилизации инфляции, но, возможно, еще и ухудшило бы ситуацию, считает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Ирина Ипатова. Эксперт объяснила, что период повышения ставок с июня 2023 г. не сгенерировал даже краткосрочного тренда на снижение инфляционных показателей.

Кроме того, дальнейшее повышение ставки навредило бы системе внутреннего кредитования, что могло ослабить рынок труда и стать причиной дополнительных проблем в экономике. Экономист предположила, что турецкие власти и регулятор с новым главой будут наблюдать, реализуется ли отложенный эффект. 

«Нынешняя ситуация вряд ли резко отразится на перспективах экономического роста Турции, так как страна находится в условиях высокой инфляции уже продолжительное время», – говорит Ипатова. 

Ожидается, что турецкий регулятор оставит ставку без изменений до III квартала 2024 г., считает главный экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. При этом эксперт отметил, что риски дальнейшего повышения ставки сохраняются в случае, если правительство смягчит бюджетную политику перед муниципальными выборами в марте. 

Вместо ставки ЦБ Турции сосредоточится на ужесточении денежной политики с помощью альтернативных инструментов – повышения норматива резервирования по депозитам, стимулирования роста рыночных ставок по кредитованию. «Это позволит стимулировать сбережения в локальной валюте и снизит давление на цены», – резюмировал Исаков.