Агентство по страхованию вкладов нашло способ ускорить ликвидацию банков

Оно предлагает передавать непроданные активы кредитных организаций в паевые фонды
АСВ хочет получить больше свободы при ликвидации банков / Максим Стулов/ Ведомости

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) получит право формировать временную администрацию банков, негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и страховых компаний. Это следует из подготовленного АСВ законопроекта о реформе ликвидации. Сейчас он проходит согласование с ЦБ и готовится к внесению в Госдуму. «Ведомости» ознакомились с документом, близкий к совету директоров АСВ человек его содержание подтвердил.

ЦБ обсуждает с АСВ «набор инициатив», которые должны сократить срок ликвидационных процедур и повысить их эффективность с точки зрения возврата средств кредиторам, передал через пресс-службу зампред ЦБ Василий Поздышев.

Сейчас ЦБ отзывает лицензию у финансовых организаций и назначает свою временную администрацию, которая затем уступает место ликвидатору – им по закону является АСВ. Если АСВ получит и функции временной администрации, это исключит издержки по передаче дел от временной администрации ликвидатору, устранит дублирование работы и ускорит процесс, следует из пояснительной записки к законопроекту.

Сотрудники АСВ будут проводить анализ финансового состояния организации, инвентаризацию имущества, принимать требования кредиторов, искать и возвращать пропавшие активы, а также готовить их к продаже (формировать лоты, искать потенциальных покупателей и др.), указано в законопроекте. Временная администрация АСВ будет отчитываться перед ЦБ, а регулятор будет вправе проверять ее работу.

«Если АСВ получит такие функции, это упростит и ускорит процесс ликвидации фондов», – уверен советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Валерий Виноградов. Он напоминает, что пенсионные фонды Анатолия Мотылева лишились лицензии еще в августе 2015 г., а конкурсное производство по ним продолжается до сих пор.

Со страховым сообществом законопроект пока не обсуждался, говорит президент ВСС Игорь Юргенс. Он надеется, что возможность ознакомиться с ним и высказаться по нему будет предоставлена, «чтобы мы могли оценить возможные риски или преимущества механизма».

Из кредитора в пайщики

Сроки ликвидации финансовых организаций должны будут сократиться с 3 до 1,5 года, говорится в пояснительной записке. Законопроектом предусмотрено, что АСВ получит право ликвидировать и НПФ, которые не занимаются обязательным пенсионным страхованием: сейчас их ликвидаторами могут быть и арбитражные управляющие, аккредитованные ЦБ.

Сроки по формированию реестра кредиторов тоже планируется сократить: сейчас на это отведено 30 рабочих дней с момента опубликования сообщения о банкротстве, а будет 30 календарных дней с момента публикации о введении временной администрации. Сейчас формирование комитетов кредиторов может занимать 90 дней со дня публикации о банкротстве, поскольку продажа активов рухнувшего банка требует согласования с его кредиторами, говорится в записке: за это время качество активов банка ухудшается.

Продавать активы АСВ хочет по принципу голландского аукциона, следует из поправок. «Если кто-либо из участников согласился с начальной ценой, то дальше аукцион идет на повышение до максимальной цены; если не согласился, то цена снижается до минимальной, при которой аукцион заканчивается» – так гендиректор АСВ Юрий Исаев описывал механизм в декабре прошлого года. Сейчас торги на понижение невозможны. А за стартовую цену берется балансовая стоимость активов, которая зачастую превышает рыночную.

Если имущество не будет продано и на повторных торгах, то по решению собрания кредиторов или его комитета из активов рухнувшего банка может быть сформирован один или несколько паевых инвестиционных фондов (ПИФ), говорится в законопроекте. Паи фонда в этом случае будут распределены между кредиторами в соответствии с очередностью. Управляющую компанию выберут сами кредиторы, а стоимость имущества будет определена как начальная цена на его повторных торгах.

«Сокращение сроков негативно скажется на кредиторах из-за того, что многие из них юридически не подготовлены и не имеют штатных юристов, а для включения в реестр нужно собрать большой пакет документов», – указывает представитель инициативной группы кредиторов рухнувшего Пробизнесбанка Нерсес Григорян. «Пока компании разберутся в процедуре и в своих учредительных документах, срок пройдет. В таком случае кредиторы, не успевшие подать заявление, будут исключены из банкротного процесса и их шанс на получение возмещения будет ничтожно мал», – говорит он. Проведение голландского аукциона должно значительно расширить возможности по продаже активов, продолжает Григорян, а идея упаковывать активы в ПИФ вызывает вопросы в части полномочий комитета кредиторов – сможет ли он влиять на перечень передаваемых активов, будет ли выбор управляющей компании независимым и проч.

«Упаковка имущества в паи похожа на замещение активов – по сути, теперь ликвидация де-юре будет заканчиваться, а де-факто – продолжаться, но уже не внутри банков, а в отдельно созданной организации», – говорит партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. У банков на балансах много неликвидных активов – недвижимость, склады, заводы, ими нужно управлять и нередко продать их одномоментно нельзя, продолжает он: «Управляющая компания сможет эти активы упаковать и, возможно, продать какому-то инвестору, который сможет их дофинансировать и превратить в нормально работающий актив».