Что слушать этой зимой: «Лоэнгрин» в Большом и две «Свадебки» Стравинского
Главные события в мире академической музыкиШедевр Вагнера в копродукции Большого театра и Метрополитен-оперы, любимая ария Обломова в исполнении Хиблы Герзмавы, сразу две «Свадебки» Стравинского в один день. «Ведомости. Город» рассказывает, куда сходить любителям академической музыки в Москве этой зимой.
«Норма»
Постановка оперы «Норма» Винченцо Беллини в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко стала одним из самых ярких спектаклей последнего времени. Премьера состоялась в мае 2023 г., а уже осенью «Норма» получила главную награду национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Событие сезона».
Заглавная героиня «Нормы» исполняет молитву Casta Diva, которая для всего мира стала символом оперного искусства как самая известная и проникновенная оперная ария. Как и непревзойденная ее исполнительница Мария Каллас стала олицетворением оперной примадонны в ХХ в. Новое время рождает своих героев. И в России это, безусловно, Хибла Герзмава – певица, покорившая весь оперный мир, но не изменившая статусу солистки Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Здесь она служит уже почти 30 лет, с момента прихода в труппу со студенческой скамьи (и оглушительной победы в Конкурсе имени Чайковского).
«Норма» была поставлена именно для Герзмавы, и каждое ее участие в спектакле вызывает ажиотаж у публики – настолько певица хороша в трагедийной роли жрицы, нарушившей обет ради любви. Но спектакль подарил публике еще одну звезду. Дебютировавшая в партии Адальджизы молодая певица Полина Шароварова наутро после премьеры проснулась знаменитой. Она была номинирована на премию Художественного театра, а совсем недавно получила Гран-при на Втором международном конкурсе вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмавы.
Где и когда: Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, 13 и 16 февраля
«Свадебка»
Любопытный случай в музыкально-театральной афише. В один вечер дважды прозвучит «Свадебка» Стравинского – в Новой опере и в Концертном зале имени Чайковского. Это одно из знаковых сочинений композитора в контексте московского, да и мирового репертуара, однако оно считается скорее элитарной, нежели хитовой партитурой. Впечатляет уже сам инструментальный состав. «Русские хореографические сцены с музыкой и пением», как обозначил жанр сам Стравинский, написаны для четырех солистов, хора, четырех роялей и ударных. Основанная на материале фольклорного сборника партитура воплощает свадебный обряд, придавая ему черты загадочности, ритуальности, даже мистики, – попытка отразить скрытые чувства Жениха и Невесты.
Попытку раскрыть тайну «Свадебки» предпринимали, пожалуй, все великие хореографы ХХ в. Среди них Морис Бежар, Иржи Килиан, Анжелен Прельжокаж, Татьяна Баганова. Мечтают о постановке и их младшие коллеги. Постановку в Новой опере отличает инновационный подход. Композитор Николай Попов, специалист по электронной музыке и мультимедийной композиции, расширил партитуру Стравинского, обрамив ее прологом и эпилогом. Хореограф Павел Глухов макрокосмос Стравинского вместил в рамки психологической драмы, что стало новацией в хореографической традиции исполнения «Свадебки». Об успехе спектакля говорит и признание коллег. «Свадебка» получила Гран-при «Московской арт-премии», где соревнуются проекты в области современного искусства.
Партитура «Свадебки» столь самодостаточна, что исполняется как самостоятельное концертное произведение. Она прозвучит в рамках абонемента «Весь Стравинский», который задуман как путешествие от первого опуса Игоря Федоровича к последнему. Абонемент идет уже третий год, и именно на предстоящий концерт выпадают годы, когда композитор сочинял свои хореографические сцены. В Зале Чайковского свою интерпретацию «Свадебки» представит дирижер Филипп Чижевский. Сочинение исполнит ансамбль Questa Musica и звездный состав солистов. Проводником в мир Стравинского станет автор и ведущий абонемента Ярослав Тимофеев.
Где и когда: Новая опера, Концертный зал имени П. И. Чайковского, 20 февраля
«Лоэнгрин»
В Большом театре идет фестиваль опер Вагнера. Большей частью программа состоит из спектаклей Мариинского театра, привезенных на гастроли в Москву. В собственном же репертуаре театра лишь одна вагнеровская постановка. Впрочем, крайне примечательная тем, что создана в копродукции с Метрополитен-оперой, крупнейшим театром мира. Причем московская премьера прошла первой – в феврале 2022 г., и только в следующем сезоне спектакль увидели в Нью-Йорке.
Оперы Вагнера считаются самыми сложными и затратными для постановки из всего оперного наследия. Певцов, которые могут вокально и артистически постичь природу образов композитора, единицы. Вагнеровская философия подвигает режиссеров на создание технологически сложных миров. Партитура требует виртуозного оркестра и опытного дирижера. И огромной выносливости: спектакли длятся по пять часов. А тетралогия «Кольцо нибелунга» должна идти четыре вечера подряд, но мало какой театр в мире может себе позволить постановку всего «Кольца» в один сезон.
В основу «Лоэнгрина» положена мистическая легенда о юном рыцаре священного Грааля, который сходит с горних вершин, чтобы защитить приговоренную к смерти принцессу. Эльза становится его невестой, но нарушает взятый обет никогда не спрашивать имя своего спасителя, и тот вынужден вернуться в сакральный мир. «Лоэнгрину» была уготована мгновенная слава. Постановки появлялись во всех театрах Европы, а после премьеры в Мюнхене Вагнер приобрел фаната и спонсора: Людвиг II построил для композитора театр в Байройте. Облик замка Нойшванштайн – самого популярного сегодня туристического объекта Баварии – был вдохновлен «Лоэнгрином».
Единственный российский дирижер, которому подвластны все оперы Вагнера, – Валерий Гергиев, ныне директор Большого театра. Его интерпретацию можно будет услышать и в ближайшей серии спектаклей «Лоэнгрина».
Где и когда: Большой театр, 26 февраля – 2 марта
«Брукнер-200»
Один из главных героев концертного сезона в зале «Зарядье» – австрийский композитор Антон Брукнер, автор монументальных симфоний и шедевров духовной музыки. К его 200-летию подготовлен цикл выступлений «Брукнер-200» с участием ведущих российских музыкантов.
Духовная музыка – одно из важных направлений в творчестве Брукнера. 13-летним мальчиком после смерти отца он был отдан в монастырь Санкт-Флориан, где изучал в том числе и музыкальную грамоту. Уже взрослым композитор вернулся в обитель как преподаватель и прожил в Санкт-Флориане 10 лет. Там, в склепе под органом, на котором он сам играл в качестве церковного органиста, Брукнер и был похоронен согласно собственному завещанию.
В программу концерта вошла самая знаменитая месса Брукнера – Третья, она входит в тройку наиболее популярных и часто исполняемых духовных опусов композитора. Сочинение исполнят Российский национальный оркестр под управлением художественного руководителя Александра Рудина и Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова. В качестве солистов приглашены певцы с международным именем – Екатерина Морозова из Большого театра, Мария Баракова, покорившая оперную сцену по обе стороны океана (певица не раз пела в Метрополитен-опере), лауреаты международных конкурсов Игорь Морозов и Константин Федотов.
В концертах проекта «Брукнер-200» звучат не только сочинения самого «юбиляра», но и произведения других композиторов, важные для понимания контекста творчества Брукнера. Так, ближайший вечер откроет пылкая Шотландская симфония его старшего современника, Феликса Мендельсона, которая поможет уловить тесную связь музыки Брукнера с ранней романтической традицией.
Где и когда: Концертный зал «Зарядье», 26 февраля
«Ольга Перетятько. Великие оперные арии»
Западная публика узнала сопрано Ольгу Перетятько раньше, чем российская. Начинающая и весьма перспективная певица из Санкт-Петербурга рискнула поступить в Высшую школу музыки Берлина – в Европе началась и ее сольная карьера. Зритель полюбил Ольгу за невероятной красоты голос, за мастерство артистического перевоплощения, да и просто за обаяние, которым Перетятько, несомненно, обладает. Очевидно, эти же качества ценят дирижеры, режиссеры и театральные интенданты. Ольга стремительно завоевала оперный олимп, исполнив главные сопрановые партии в Вене, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Милане и других важных оперных столицах.
В Московском Доме музыки Ольга представит русскую программу. Вместе с Национальным филармоническим оркестром России она исполнит арии из опер Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко» и «Царская невеста». Хрупкая Снегурочка тает, познав чувство любви, – тем самым восстанавливается мироздание, и бог Ярило возвращает людям солнечный свет. Дочь Морского царя Волхова, влюбленная в Садко, обращается в реку. Наконец, героиня «Царской невесты» Марфа становится жертвой политических и любовных интриг. Ее финальная ария, когда девушка в помешательстве видит образ своего убитого возлюбленного, – один из самых прекрасных фрагментов в русской опере. Эти героини выписаны Римским-Корсаковым с особой нежностью. Партию Марфы певица уже исполняла в знаменитом спектакле Дмитрия Чернякова в Берлине.
Также в программе концерта – классика русского романса: Глинка, Рахманинов и Чайковский.
Где и когда: Московский международный Дом музыки, 28 февраля