Побережья будущего

Почему нужно обучать молодых архитекторов проектировать пространства у воды

За последние 10 лет архитектурная отрасль прошла путь от острого оттока молодых специалистов к их дефициту. В 2014 г. до 80% выпускников профильных вузов покидали профессию, утверждал президент Союза архитекторов России Андрей Боков, а сегодня рынок фиксирует устойчивый рост спроса на специалистов: в 2024 г. вакансий стало больше на 19%, а резюме выросли лишь на 2%, а в начале 2025 г. – еще на 20%.

Причины такой трансформации вполне естественны: страна продолжает интенсивное строительство жилья, коммерческих, индустриальных и инфраструктурных проектов – в разных пропорциях в зависимости от конъюнктуры рынка и глобальных задач. И почти нигде нет шаблонных решений, которые позволили бы сэкономить на архитекторах. Напротив, повышаются требования в плане БИМ-проектирования (Building Information Modeling – информационное моделирование зданий. – «Ведомости. Город»), цифровых двойников, интеграции в геоинформационные системы городов и пр. Все это создает потребность в еще большем количестве квалифицированных кадров.

Мне удалось взглянуть на эту ситуацию с двух сторон: в качестве преподавателя Британской высшей школы дизайна, РАНХиГС, ДВФУ, МАРШ, ВШЭ и руководителя проектного-консалтингового бюро «Простор». Помимо энтузиазма у будущих специалистов я вижу требования заказчиков из большого бизнеса и государственного сектора, а еще – реальные условия реализации проектов.

Преодолеть сезонность

Есть большой запрос на развитие прибрежных территорий в России: об этом говорил зампред правительства РФ Марат Хуснуллин на ПМЭФе, призывая вернуть транспортное значение Волги и преумножить его. Теме посвящено множество проектов, форумов, дискуссий по развитию Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Этот фокус вполне естественен для страны, которая создала цивилизацию на берегах рек, озер и морей.

Для России сегодня особенно важно рассматривать водные территории не как декоративную среду, а как полноценную городскую инфраструктуру, способную формировать транспортные, экономические и социальные связи, превращая воду из объекта рекреации в ресурс стратегического развития.

Водные пространства, таким образом, становятся реальными драйверами городской экономики, транспорта, туризма и современных форм расселения. Инфраструктурные проекты на воде обеспечивают комплексное развитие с точки зрения урбанистики, качества гражданских сервисов и создания экономических мультипликаторов.

Этот подход отвечает интересам городов, повышает устойчивость самих проектов и соответствует новым требованиям Министерства экономического развития РФ к оценке эффективности государственных инвестиций.

Но возникает проблема: в России почти нет архитекторов, которые рассматривают воду как сложную городскую систему – с логистикой, сезонностью, экологией, сервисами и экономическими сценариями. Большинство образовательных программ учат относиться к воде как к элементу ландшафта, а не как к части инфраструктурной системы. Чтобы не столкнуться с дефицитом кадров в будущем, нужно озаботиться образованием архитекторов уже сейчас.

Инфраструктурные проекты привлекают квалифицированных специалистов – это факт. Но помимо достойной оплаты труда им потребуются соответствующие условия для жизни семьи, а именно – полноценная городская среда.

Недостаточно строить лишь жилые комплексы «с видом на море» или объекты, необходимые только бизнесу или государству. Речь должна идти не о простом наборе зданий, а о сценарной структуре, в которой сервисы, логистика, инженерия и повседневная жизнь связаны в единую живую модель.

Сезонность – ключевой вызов для российских прибрежных проектов. Решение заключается не в добавлении «зимних сценариев», а в способности архитектора продумывать многослойные режимы работы территории, обеспечивающие ее функциональность и привлекательность круглый год. Именно это умение отличает современные проекты в Копенгагене, Хельсинки или Монреале. Если архитектор не способен заложить сценарии полноценной жизни для всех сезонов, его замысел обречен на низкую окупаемость и постепенную деградацию городской среды.

Проектирование береговой городской экосистемы – единого целого из инженерии, экологии, транспорта, сервисов и социальной жизни – начинается с разработки концепции. В нее должны быть заложены не только базовые функции флагманского объекта, но и вся сопутствующая среда: безопасность, энергоэффективность, логистика, цифровая связь и интеграция с локальными сообществами.

Такой целостный подход создает мультипликативный эффект: он привлекает инвестиции не только в благоустройство и логистику, но и в сервисы, спорт, современную архитектуру и инженерию, а также способствует созданию множества новых «сопутствующих» рабочих мест.

Центры притяжения

Будущим архитекторам, как и заказчикам, важно понимать, что успех проектов у воды определяется не только качеством возведенной инфраструктуры, но и устойчивостью за счет наполнения сервисами. Чтобы порт, причал, яхтенная марина или туристический маршрут стали востребованными, нужно еще на предпроектном этапе понимать их аудиторию, начинать коммуницировать с локальными сообществами, привлекать бизнес и первых пользователей. Так формируются ядро спроса и вектор культурного развития территории.

При этом цифровая среда становится основой проектирования на воде: моделирование паводков, нагрузок, транспортных потоков и эксплуатационных рисков требует владения цифровыми платформами – от БИМ до городских ГИС (геоинформационные системы. – «Ведомости. Город»). Эти инструменты позволяют проектировать не объект, а его будущее жизненное поведение. Это уже не опция, а необходимая компетенция архитектора. В итоге мультипликативный эффект, основанный на синтезе урбанистики, экономики и экологии, превращает береговую линию в фундамент для долгосрочного и устойчивого развития всей территории.

Примеров таких комплексных проектов в России пока немного, но показателен водно-туристический кластер «Локомотив» в Казани. Его ключевое достижение – преодоление одного из главных вызовов отрасли, сезонности.

Ценность «Локомотива» определяется не только масштабом, но и методологией. Проект наглядно демонстрирует переход от изолированного, объектного подхода к экосистемному. Марина, экстремальные виды спорта, городской транспорт, событийные площадки и цифровая платформа здесь не просто соседствуют – они образуют единый сценарный каркас, работающий круглый год.

Это редкий для России пример того, как водная инфраструктура становится не просто объектом, а подлинным центром притяжения и драйвером круглогодичной городской экономики. Опыт «Локомотива» можно экстраполировать на другие города Поволжья или даже за его пределы. Разумеется, такое решение не является универсальным, но дает яркий пример реализации новых принципов.

Существуют и проекты других масштабов и направленности. Например, стратегическая программа «На Севере – жить!» и мастер-планы опорных населенных пунктов Арктической зоны России, которые в марте 2025 г. на Международном арктическом форуме в Мурманске поддержал Владимир Путин. Все эти поселения расположены у воды и обладают настолько своеобразной спецификой, что типовые решения здесь неприменимы – для каждого необходимо разрабатывать отдельную адаптированную концепцию, хотя и с учетом общих «северных знаменателей».

Арктические и дальневосточные прибрежные города представляют собой самый сложный класс проектирования. Экстремальные климатические нагрузки, удаленность, особая логистика и гипертрофированная сезонность требуют от архитекторов компетенций в климат-адаптивном проектировании, работе в высоких широтах и моделировании комплексных рисков.

При этом сопоставимый по глубине подход заложен и в мастер-планы для населенных пунктов европейской части России, Сибири и Дальнего Востока – разумеется, с поправками на региональную специфику и уникальные сценарии взаимодействия с водной средой.

Практика прежде всего

Для того чтобы в России появились специалисты, способные проектировать сложные прибрежные территории, архитектурное образование должно преодолеть свою дисциплинарную замкнутость.

Современный архитектор уже не просто автор формы – он становится интегратором и стратегом, работающим на стыке инженерии, экологии, экономики, транспорта, цифровых технологий и социума. Его ключевая задача – создавать не объекты, а будущие сценарии жизни целых территорий. Это требует развития стратегического мышления, навыков управления и умения работать с данными и цифровыми платформами. В эпоху искусственного интеллекта роль архитектора закономерно смещается от формотворчества к дирижированию сложными междисциплинарными процессами.

Именно поэтому в образовательном процессе должны участвовать практикующие специалисты, которые сталкиваются с такими задачами ежедневно. Они могут показать студентам, как устроена реальная сложность водных проектов и почему будущее прибрежных городов создается усилиями многих, но требует общего замысла.

Еще более актуальным становится смещение акцента на проектную деятельность и стажировки. Ярким примером послужил воркшоп «Город у воды. Проектируем будущее побережья», прошедший в рамках фестиваля Москомархитектуры «Открытый город». Он продемонстрировал, насколько важна практика для студентов, позволив восполнить ключевые пробелы в понимании развития прибрежных территорий. Участники самостоятельно определяли целевые аудитории и их потребности, выбирали реальные площадки для каждого кейса и разрабатывали всесезонные сценарии использования. Так будущие архитекторы на практике осознали главный принцип: необходимо проектировать не просто объекты, а новые сценарии жизни города – будь то природный яхт-клуб, марина в жилом квартале или городской причал общественного транспорта.

В XXI в. вода становится не границей, а осью развития городов. Чтобы Россия смогла реализовать колоссальный потенциал своих побережий, архитекторам необходимо осваивать новые компетенции – от цифрового моделирования до сценарного планирования и климатической адаптации. Именно сегодня закладывается поколение специалистов, которое определит, какими будут отечественные города у воды в ближайшие 30–50 лет.

Самое популярное
Свободное время
Лучшие катки Москвы: покататься на коньках зимой 2025–2026 с ценами и адресами
Главные места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды
Городская недвижимость
«Вавилонская башня»: как офисы справляются с множеством резидентов
Владельцы БЦ для этого стали чаще привлекать партнерские УК
Наш город
Дожди, гололедица и холод: какая погода ожидается в Москве на выходных
Новый циклон, пришедший с северо-запада, принесет морозы в столичный регион
Наш город
Андрей Лихачев: «Будущее жилья – там, где технологии встречаются с комфортом»
Генеральный директор «Рублево-Архангельского» – о создании качественной городской среды при помощи инноваций
Свободное время
Прогулки, SPA и тишина: где встречать Новый год в Подмосковье
Обзор готовых программ для отдыха за городом
Свободное время
Рождественские фестивали и смена ритма: куда пойти в выходные 20–21 декабря
Только интересные события в Москве
Культурный город
Не ремейк, а киноквест: каким получился новый «Шурик»
Новогодний музыкальный фильм ТНТ, вместивший около 70 отечественных звезд, вышел на большие экраны
Наш город / Мнение
Зимняя мобильность
Как выстроить единую систему комфортной среды для семей зимой
Свободное время
Какие отели выбрать для празднования Нового года в Москве
В центре внимания – готовые сценарии для идеального торжества
Культурный город
От Малевича до Шагала: пять самых известных шедевров Новой Третьяковки
Работы русских авангардистов, представленные в здании на Крымском Валу
Другие города
Многометровая копия статуи Свободы рухнула в Бразилии
Знаменитый символ США в бразильском исполнении сломал сильный шторм
Другие города
Эконебоскреб и город-эксперимент: семь архитектурных премьер 2025 года
Самые интересные здания, построенные в России и за рубежом в уходящем году