Нуар об Ирландии и рассказы о теле: три новинки фестиваля «Красная площадь»

Литературный критик «Ведомости. Города» выбрала самые интересные книги
Freepik

9 июня в Москве завершился десятый раз по счету большой книжный фестиваль «Красная площадь», который длился четыре дня. Во время мероприятия на Красной площади работала книжная выставка-ярмарка, где около 400 издательств представили свои летние новинки и лучшие книги. Литературный критик Наталья Ломыкина выбрала три, на которые стоит обратить особое внимание.

Тана Френч «Охотник»

Издательство «Фантом Пресс», перевод с английского Шаши Мартыновой

Фантом Пресс

Даже если вы никогда не были в Ирландии, то после этой книги пропитаетесь духом этой страны насквозь. «Охотник» – второй роман рыжеволосой литературной колдуньи Таны Френч из нуар-серии об ирландской глуши и ох до чего непростых деревенских жителях. «Охотник» продолжает историю «Искателя» – чикагского копа Кела Хупера, который сбежал от бесконечной мегаполисной суеты в идиллический покой зеленых холмов, овечек и милых соседей. В «Искателе» попытка Кела обеспечить себе тихую старость на свежем воздухе обернулась погружением в ирландскую хтонь, где завесой-мороком служит речь местных чудаковатых старожилов (невероятно тонко и точно переданная переводчицей Шаши Мартыновой). 

В «Охотнике» Френч втягивает своего главного героя в золотоискательскую авантюру и пишет детективный вестерн с ирландским колоритом. Непутевый Джонни Редди, старший из местной проблемной семейки, баламутит всю округу, нарушая неписаные правила, по которым издревле живут в этих местах, – и Келу Хуперу вновь приходится решать задачи, от которых он тщетно пытался сбежать из Чикаго за океан. Френч, хорошо известная читателям циклом детективов о дублинской полиции, с каждой новой книгой все больше уходит в психологизм и мастерски передает в тексте постепенно нарастающую тревогу и сгущающееся напряжение. «Охотник», похоже, лучший из ее романов – тонкое, детальное и умное исследование границ преданности, инстинктов и чувства общности. Она показывает, как секреты, которые мы храним из любви, верности или желания отомстить, меняют нас, и очень точно передает, как преображает человека одержимость.

«Тело: у каждого свое» (сборник рассказов)

Издательство «Редакция Елены Шубиной»

Редакция Елены Шубиной

Помимо романа Шамиля Идиатуллина «Бояться поздно», который вышел прямо к фестивалю («Ведомости. Город» писал о книге ранее под изначальным названием «Выезд с одной ночевкой») и стал одной из ключевых новинок ярмарки, «Редакция Елены Шубиной» представила еще одно интересное произведение. Издательство попросило написать рассказы для сборника «Тело: у каждого свое» и поделиться своим отношением к телу как опоре или, наоборот, обузе 39 знаковых современных авторов. По тому же принципу в свое время собирались бестселлеры «Москва: место встречи» и «В Питере жить». Здесь у каждого автора своя трактовка темы и, разумеется, свой голос. Евгений Водолазкин, Вера Богданова, Татьяна Толстая, Алексей Сальников, Марина Степнова, Алексей Варламов, Майя Кучерская, Дмитрий Данилов и многие другие написали рассказы о том, что случается, когда человек слишком сосредоточен на своем теле или совсем о нем не думает. Кто-то идеализирует тело и стремится к конкретной цифре на весах; для кого-то тело отражает уродство души, кто-то мечтает стать бестелесным и не видеть себя в зеркале, кто-то приносит тело в жертву ради новой жизни.

Сборники рассказов хороши тем, что дают возможность услышать сразу несколько разных – в данном случае еще и очень авторитетных – писательских голосов, познакомиться с новыми для себя авторами, чью большую книгу сразу купить рискованно. Ну и, конечно, тема тела – нашей физической оболочки и опоры, без которой нас нет так же, как без души, в исполнении сразу стольких писателей-современников приобретает новое звучание. 

Алексей Конаков «Табия тридцать два»

Издательство Individuum

Individuum

В издательстве Individuum выходит шахматный роман писателя и независимого исследователя позднесоветской культуры Алексея Конакова. Действие происходит в России 2081 года. После серьезных геополитических потрясений первой трети века страна оказалась в изоляции от мира (на нее наложен столетний карантин), требовались серьезные преобразования, и было принято неожиданное и радикальное решение поменять культурный код. Академик Дмитрий Александрович Уляшов (Д.А.У.) выдвинул постулат о том, что русская литература, как и красота, никого не спасла. Стране необходимо Переучреждение.

Уляшов с последователями разработали успешную стратегию по «пересборке культурного кода»  –  и ключевое место литературы в культуре заняли шахматы. Ведь шахматы учат логично и строго мыслить, трезво оценивать любые сложные ситуации, не бояться риска, но и не соблазняться миражами – так воспитывается достойный гражданин. Шахматы учат следить за временем и материалом, избегать грубых ошибок и зевков, продумывать и проводить планы – так воспитывается ответственный работник. Шахматы учат уважению к партнеру – ведь партия никогда не создается в одиночку, но всегда вдвоем – так воспитывается эмпатичный, эмоционально здоровый человек. Образную картину мира и литературный гуманизм с его вечным противостоянием Толстой – Достоевский заменили шахматными стратегиями. Главный герой романа Кирилл вырос в совершенно другом обществе, где вместо романов классиков в школах и университетах штудируют партии Карпова, Спасского и Ботвинника, а все метафоры в речи давно заменены на фразы о цугцванге и эндшпилях.

В самом начале романа перспективный юноша из новосибирского Академгородка изучает Берлинскую стену (и это вовсе не то, что вы подумали, а вариант испанской партии в шахматах) и его приглашает к себе в аспирантуру сам Уляшов. Кирилл перебирается в Петербург, влюбляется в красавицу-студентку Майю, слушает рассуждения занудного ученика Уляшова о том, как важно хранить постулаты новой молодой культуры, мечтает, что границы когда-нибудь откроются и до определенных событий даже не задумывается о том, как на самом деле устроен мир. Конаков назвал свой роман «фантастической оперой». Но это интеллектуальная и остроумная филологическая антиутопия, философское размышление, как формируются наши представления об устройстве мира, и одновременно захватывающая головоломка, которая держит читателя в напряжении.

Самое популярное
Свободное время
От классики до джаза: «Зарядье» примет масштабную музыкальную программу
В рамках проекта «Культурный город» выступят отечественные и зарубежные артисты
Наш город
Городские службы Москвы перешли в режим повышенной готовности из-за непогоды
Дождь с грозой и ветром сохранятся в столице до конца дня
Наш город
Выставка к юбилею Московского зоопарка и артефакты XIX века – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Наш город
В Москве появятся 30 современных центров женского здоровья
В столице разработали первый клиентский путь ведения беременности
Свободное время
Спорт, музыка, угощения: что ждет гостей проекта «Лето в Москве» в эти выходные
20 и 21 июля несколько улиц в центре столицы станут пешеходными
Свободное время
Куда пойти в выходные 20–21 июля
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин: на платформе i.moscow зарегистрированы уже более 185 000 пользователей
Свыше 7300 компаний и ИП получили помощь через столичный сервис
Свободное время / Интервью
Владимир Перельман: «В Европе такого сервиса, как в Москве, нет»
Как русский ресторатор открывал парижское бистро в Лиссабоне
Москва 2030
Что гарантирует москвичам стратегия развития соцзащиты до 2030 года
Столица совершенствует меры социальной поддержки жителей города
Москва 2030
Куда пойти на форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030»
Мероприятия пройдут в столице с 1 августа по 8 сентября
Москва 2030 / Интервью
Евгений Козлов: «Единственное, чего нет в Москве, – это моря»
Председатель комитета по туризму города Москвы о том, как столица и туристическая отрасль делают ожидания от города оправданными
Москва 2030 / Интервью
«Развитие технологий сегодня – это залог успешного завтра»
Топ-менеджеры «Трансмашхолдинга» рассказали «Ведомости. Москва – 2030» о планах по улучшению подвижного состава для Центрального транспортного узла
Москва 2030
Столица – лидер среди российских городов по уровню цифровизации
100% массовых социально значимых услуг полностью переведены в электронный вид и доступны в любое время
Москва 2030
«Лето в Москве»: как жаркий сезон в столице превратился в бесконечный фестиваль
Новый сезонный проект объединил старые и новые мероприятия по всему городу
Наш город
Годовой оборот столичной индустрии моды превысил 230 млрд рублей
В Москве в отрасли работает около 12 800 предприятий