Читайте также
Забвение – дар, а память – проклятье. Выходит новый роман Евгения Водолазкина «Чагин»
Отдать квартиру за автограф Пушкина: за какими редкими книгами охотятся москвичи
Новый театральный сезон: сказка для взрослых, антиутопия Данилова и трагикомедия Пелевина

Прощальная рукопись. Вышла новая книга Владимира Познера

Владимир Познер о работе журналистов, влиянии присяжных и поведении футбольных фанатов в своей новой книге
Freepik
Freepik

В сентябре в издательстве АСТ вышла новая книга Владимира Познера «Повод для оптимизма? Прощалки» – сборник коротких заключительных комментариев к программе «Познер», много лет выходившей на российском телевидении. Здесь читатель сможет найти рассуждения об актуальных проблемах современности, которые затрагивают нашу повседневную жизнь, определяют вектор ее развития и заставляют задуматься над возможными сценариями будущего. С разрешения издательства «Ведомости. Город» публикует отрывок о том, как американское телевидение освещало войну в Южной Осетии, как фанаты «Зенита» опозорили сами себя и почему присяжные на суде важнее судьи. 

АСТ
АСТ

На днях я посмотрел большой специальный репортаж американской телевизионной сети CNN. Причем было сказано, что это репортаж первого западного журналиста, которому открыли неограниченный доступ в Южную Осетию. Вообще, репортаж большой и абсолютно объективный. И из него вытекает, вне всяких сомнений, два факта. Во-первых, войну в Южной Осетии начала Грузия. Во-вторых, грузинской стороной были использованы военные средства против мирного населения в абсолютно непозволительном размере. То есть, в общем, там сказаны вещи, которые мы с вами знали, но которые на Западе не говорились.

И получается, что потребовалось три месяца, чтобы самая известная, самая авторитетная информационная служба, а именно CNN, наконец сообщила своим зрителям вот эти факты. Можно ли сказать, что лучше поздно, чем никогда? Ну, наверное, можно. Но возникает вопрос: а почему поздно? Да потому что на самом деле западных журналистов не очень-то пускали в Южную Осетию. А вот грузинская сторона пускала. И не только пускала, но даже и зазывала. Как действует журналист, когда с одной стороны — шлагбаум, а с другой — широко распахивают дверь? Он ведь тоже человек, и он на это реагирует.

Я думаю, что иностранным журналистам не давали возможности работать в Южной Осетии с самого начала, потому что полагали: они все равно правды не скажут, и поэтому лучше их не пускать. А теперь видите — произошло то, что произошло.

Я очень надеюсь, что из произошедшего извлекут соответствующие уроки. Журналисты есть всякие — честные, нечестные, на Западе, на Востоке... Но все-таки им надо давать возможность работать.

***

Было немало событий на прошлой неделе, но, пожалуй, более всего меня задело за живое одно. Не политическое, не экономическое, не социальное. Скорее, спортивное. Хотя, если вдуматься, то оно, конечно, выходит за пределы спорта.

На прошлой неделе московское «Динамо» играло с командой «Зенит» из Санкт-Петербурга. И вот во время игры группа болельщиков «Зенита» подняла баннер, на котором было написано: «Яшин сдох, и «Динамо» сдох».

Я знал Льва Ивановича Яшина, не очень близко, но знал, встречался сним несколько раз, и это был удивительно добрый, спокойный, рассудительный человек. Пожалуй, главным его качеством было чувство собственного достоинства. Он себя уважал и поэтому, кстати говоря, уважал других. Именно поэтому, наверное, его все называли только по имени-отчеству — Лев Иванович. И когда играл, и после того как ушел.

Вот в игре я видел Яшина множество раз. Это был не хороший вратарь, не великолепный вратарь, не выдающийся вратарь. Это был гениальный вратарь. Я видел, как он защищал ворота сборной мира, когда праздновали столетие английского футбола, и он там вытворял что-то неописуемое. Не знаю, уместно ли это слово, но Яшин в воротах — это была поэзия. А теперь вот это вот — «Яшин сдох».

Авторы этой мерзости на самом деле ведь не оскорбили Яшина. Они до него, до его памяти дотянуться не могут. Но они оскорбили свою собственную страну. Они оскорбили свой собственный город. И они оскорбили, конечно, ту команду, за которую они таким образом болеют. Вот говорят: их найдут по фотографиям и накажут. Я бы не стал наказывать. Я бы эти фотографии показывал по телевидению, я бы их разместил в интернете на всех сайтах, чтобы народ знал своих героев. И чтобы им никто руки не подавал, и чтобы их сторонились. Ну, как сторонятся человека, от которого дурно пахнет.

***

Главным событием прошлой недели был террористический акт в Мумбаи. О нем говорили и писали во всех СМИ — и международных, и, конечно, российских. Но я заметил с некоторым не то чтобы удивлением, но огорчением, что определенная часть наших граждан отнеслась к произошедшему как к чему-то, в общем, не касающемуся их. Это произошло там. Да, конечно, жалко этих людей, но это нас не очень-то касается. Такой был высказан взгляд людьми вполне интеллигентными, как ныне говорят — продвинутыми, либеральными, демократических взглядов и прочее.

И, размышляя над этим, я вспомнил слова моего любимого английского поэта Джона Донна. Он жил в первой четверти XVII в., в молодости был повесой, драчуном, бегал за женщинами, пил, хулиганил. И писал совершенно гениальные стихи. Потом он остепенился, ушел в религию, стал очень известным священником и уже писал проповеди и так называемые медитации.

Так вот в 17-й медитации он написал следующее. «Человек не остров, сам по себе завершенный. Каждый человек — часть материка, часть суши. Если морем смоет комок, Европа становится меньше. Точно так же, как если бы смыло мыс. Точно так же, как если это случилось бы с домом твоего друга или твоим собственным домом. От смерти любого человека я убываю, потому что я — часть человечества. И поэтому никогда не посылай узнавать, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе».

***

Государственная дума приняла в первом чтении проект поправок, имеющих отношение к борьбе с терроризмом. И там идет речь о том, чтобы суд присяжных не принимал участие в таких делах. Но это касается не только террористов. Речь также идет о том, чтобы присяжные не участвовали в делах о массовых беспорядках, о захвате заложников, об организации незаконных вооруженных формирований, о шпионаже, о предательстве...

Автором этой поправки является Владимир Абдуалиевич Васильев, глава думского Комитета по безопасности. И он аргументировал свою позицию двояко. Он сказал: во-первых, у нас есть такие республики, где до 80% населения связано семейными, тейповыми и прочими узами. И по традиции там нельзя действовать против родственников, нельзя осуждать родственников. Поэтому присяжные в этих республиках оправдывают, скажем, террористов или дают им очень несерьезные сроки. А во-вторых, террористы знают в лицо присяжных, и присяжные их боятся.

Я хорошо знаю Владимира Абдуалиевича, он бывал не раз в программе «Времена», он мне всегда казался человеком умным, порядочным, честным. И вот, исходя из этого, я надеюсь, что он услышит то, что я скажу, да и не только он. В тех республиках, о которых он говорит, этими связями, путами соединены не только присяжные, но также и судьи, и прокуроры. Значит, может быть, такого рода процессы нужно просто перенести из этих республик в другое место, где другие судьи, другие присяжные, другие прокуроры. И вроде тогда не будет этой проблемы. Кроме того, все остальное, о чем идет речь, совсем не обязательно имеет отношение к терроризму: там измена Родине, шпионаж... При чем тут терроризм? Но почему-то и здесь считают нужным убрать присяжных.

На самом деле я хочу сказать вот что. Если развитие демократии и гражданского общества в России остается приоритетным делом, то нужно не только не ограничивать суд присяжных, его нужно расширять. И более того, следовало бы добиться того, чтобы, когда суд присяжных принимает обвинительный вердикт, все двенадцать человек обязательно так проголосовали, а не только семь, как сегодня у нас. С моей точки зрения, этот законопроект антидемократичный по своему существу. Скорее всего, он отражает недовольство тем, что присяжные более справедливы и менее податливы, чем иные судьи.

Самое популярное
Городская недвижимость
Москва вошла в топ-3 регионов по стоимости суточной аренды квартир
Столицу в рейтинге в сентябре обогнал Владивосток
Городская недвижимость
Жилье и инфраструктура: что построили в Москве с начала года
Всего введено в эксплуатацию 7,4 млн кв. м недвижимости
Наш город / Галерея
Новые ветки и технологии: как изменилось московское метро за четверть века
В ближайшие годы столичную подземку ожидает значительное расширение
Наш город
Собянин: Москва делает упор на отечественных инвесторов
По словам мэра, иностранные производители вводили россиян в заблуждение
Наш город
Более 1 млн иностранных туристов и новые дома вместо аварийных – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Пассажиропоток на Троицкой линии метро увеличился на 16%
Самые популярные станции – «Университет дружбы народов» и «Новаторская»
Наш город
Для профессионалов и любителей: Собянин рассказал о развитии спорта в столице
Новые объекты появляются на месте пустырей и промзон
Культурный город
Куда пойти в выходные 26-27 октября
Самые интересные события в Москве
Культурный город
От Льюиса Кэрролла до русских импрессионистов: главные выставки осени
«Ведомости. Город» выбрал самые яркие проекты сезона
Умный город
Московские разработчики представили свои видеоигры на выставке в Индонезии
Также был презентован будущий инновационный кластер в «Сколково»
Горожане
Александр Петров: «Вся Москва стала моим местом силы»
Гуляем по столице со звездой «Текста» и «Полицейского с Рублевки»
Наш город
Город на рельсах: как за 25 лет изменилось московское метро
Столичная подземка приросла линиями, станциями и получила новые технологии
Наш город
Из Поднебесной в Белокаменную: граждане КНР лидируют по турпотоку в Москву
Число гостей из дальнего зарубежья выросло на 70%
Наш город
Центр преображается: Собянин рассказал об итогах благоустройства в ЦАО
В порядок приведены несколько знаковых объектов столицы
Наш город
Инструкция по гостеприимству: как открыть отель в Москве
Мостуризм подготовил рекомендации для развития туриндустрии