С исторической точностью: на ВДНХ идет реставрация павильона № 35 «Главтабак»
За 11 лет рабочие восстановили почти 40 объектов выставочного комплексаВозрождение ВДНХ началось в 2014 г. За это время было отреставрировано почти 40 объектов культурного наследия. В обновленных павильонах открыли музеи и выставочные пространства. Сейчас в работе у реставраторов находится шесть памятников архитектуры. Среди них и павильон № 35 «Главтабак», который планируют восстановить уже в этом году, сообщил в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин.
Это одно из самых уникальных сооружений на ВДНХ. По словам Собянина, павильон был построен по проекту художника В. С. Кондратьева и архитектора К. М. Смирнова к открытию послевоенной выставки в 1954 г. В конце 1980-х гг. в здании размещалась экспозиция «Бытовое обслуживание населения», а с 2014 по 2017 г. здесь временно работало кафе с летней верандой.
Изначально фасады здания были украшены тысячами керамических изразцов с растительным орнаментом, включающим цветы, листья и коробочки табака. В ходе реставрации сохранившиеся изразцы демонтируют, очищают, восстанавливают и возвращают на место. Утраченные элементы создают заново из аналогичных материалов, причем на изготовление одного изразца уходит более двух недель.
Внутри павильона уже восстановлена роспись плафона – сложный многоцветный орнамент из стилизованных цветков и листьев душистого табака. За годы эксплуатации здания роспись была сильно повреждена. Чтобы восстановить и сохранить ее, специалисты провели многоэтапную работу: укрепили поверхность, обработали ее антисептиками и удалили поздние наслоения, искажавшие оригинальный цвет и рисунок.
Особое внимание реставраторов привлекла люстра, которая украшала центральный зал павильона. Ее диаметр превышает три метра, а высота составляет около 2,5 м. Люстру украшают декоративные элементы в виде соцветий, листьев и коробочек табака, придающие ей торжественный вид, отметил Собянин.
Оригинал был утрачен в 1970-х гг., и сейчас люстру воссоздают по сохранившимся эскизам и архивным фотографиям. Каркас уже готов, завершается изготовление деталей. Для точного соответствия архивным документам каждый элемент создается в виде восковой модели, которая затем отливается в латуни и крепится на каркасе для проверки и устранения неточностей. После завершения всех работ люстру соберут непосредственно в павильоне.
Также в этом году завершится реставрация декоративного шпиля и воссоздание утраченной эмблемы «Главтабак» с позолотой.
Реставрация в процессе
В ноябре 2024 г. Собянин сообщил, что после масштабной реставрации павильон № 1 «Центральный» (главный) на ВДНХ стал современным выставочным пространством. Здесь планируется проводить разнообразные культурные и образовательные мероприятия. Уже сейчас в павильоне можно увидеть произведения художников в рамках экспозиции Третьяковской галереи, посвященной отечественному искусству XX–XXI вв. Эти работы связаны как с историей самого павильона, так и с эпохой, в которую он был создан.
Место притяжения
За 2024 г., по словам Собянина, музейный комплекс ВДНХ посетили более 4 млн человек. Это на 60% больше, чем в 2023 г. Самыми популярными объектами стали музеи «Атом», центр «Космонавтика и авиация» и павильон «Макет Москвы».
Выставка, анонсированная Собяниным, стала первым культурным событием в обновленном павильоне. Экспозиция включает произведения таких мастеров, как Александр Дейнека, Аркадий Пластов, Александр Герасимов, а также современных художников. Эти работы тесно переплетаются с историей создания павильона и советской эпохой. Особое внимание уделяется скульптурам и монументальным произведениям, среди которых знаменитая композиция «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, а также мозаики и картины, посвященные теме труда и патриотизма.
В процессе обширной реставрации специалисты не только уберегли архитектурные элементы здания, имеющего статус объекта федерального культурного наследия, но и модернизировали его в соответствии с современными стандартами. Теперь помещения встроены в рамки музейных норм, что откроет возможности для сотрудничества с крупнейшими культурными учреждениями и для демонстрации ценных экспонатов.