Артем Пищулин: «Искусственный интеллект формирует запросы рынка»
Менеджер по бренд-коммуникациям iRU – о главных преимуществах отечественных IT-решенийМощность коммерческих центров обработки данных (ЦОД) за последние пять лет выросла более чем в два раза. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин в конце января 2025 г., отметив, что загруженность этих центров составляет более 90%. По оценке экспертов компании «Рексофт», через три года мощность коммерческих ЦОД увеличится в три раза и составит 2,3 ГВт. Менеджер по бренд-коммуникациям российского производителя компьютерной техники iRU Артем Пищулин рассказал о главных проблемах на рынке серверного оборудования, импульсе для индустрии от развития искусственного интеллекта, а также о том, какие факторы влияют на ценообразование ЦОДов.
«Проблема контрафакта усилилась»
– Цифровая среда с каждым днем усложняется, растет количество информационных ресурсов, которые собирают данные о пользователях. В первую очередь это магазины, интернет-сайты и мобильные приложения. Кроме того, растет и количество самих данных, которые генерируют пользователи. Для хранения возрастающего объема информации нужны дополнительные серверные мощности. Конечно, влияние оказывает и популярность искусственного интеллекта, и сервисов на основе ИИ, для развертывания которых также требуются производительные устройства.
Если говорить о дальнейшем увеличении количества ЦОДов и росте их мощности, то такая тенденция наблюдается не только в России, это общемировой тренд. Однако примерно с осени 2024 г. развитие отечественного рынка замедлилось, в первую очередь из-за высокой ключевой ставки. По данным TAdviser, в конце 2024 г. в России было реализовано примерно на 15% меньше серверов, чем в конце 2023 г. Но в целом мы видим, что тенденция сохраняется и рост будет наблюдаться в дальнейшем.
– С усилением политики импортозамещения увеличилось количество отечественных производителей нереесторового оборудования, т. е. не входящего в реестр Минпромторга (систематизированная база, содержащая данные о товарах отечественных производителей. – «Ведомости. Город»). Этот процесс повысил конкуренцию и повлек за собой повышение качества продуктов и сопровождающих услуг. При этом для ведущих игроков рынка уже давно неактуальна задача просто заменить ушедших производителей зарубежных решений. Сейчас рынок развит и наполнен большим количеством разнообразного оборудования, поэтому текущий его ассортимент в той или иной мере закрывает потребности заказчиков.
При этом выиграть на рынке можно, если предоставлять не только качественный продукт, но и дополнительные услуги. Например, в компании iRU мы расширили свою сервисную программу, разделив ее на четыре уровня для удобства партнеров так, чтобы заказчики могли воспользоваться помощью на всех этапах реализации своего проекта. Мы предоставляем выезд инженеров на место эксплуатации, высокую скорость реакции, круглосуточную горячую линию и другие услуги.
Кроме того, усилилась проблема контрафакта и продаж бывшего в употреблении зарубежного оборудования под видом нового. Поэтому бизнесу сейчас сложно купить качественное оборудование от зарубежного производителя, но еще сложнее получить нужный ему уровень сервиса. Все эти аспекты, безусловно, положительно влияют на отношение бизнеса к отечественным производителям, и мы видим «потепление» с их стороны.
– Российские производители могут заменить сейчас зарубежных, но не во всем. Остаются специализированные решения, у которых нет еще отечественных аналогов. Это различные высокопроизводительные серверы, которые выпускаются малым тиражом и закупаются поштучно для крайне специфических задач. Но основные потребности российского заказчика отечественные производители на настоящий момент закрывают.
«Серый» и параллельный импорт, конечно, влияют на конкуренцию. Но их рост можно характеризовать как шаг назад. Как я уже говорил, зачастую такое оборудование не сопровождается уровнем гарантийной поддержки, необходимым заказчикам. Кроме того, наши партнеры сталкивались и с прямым обманом даже со стороны добросовестных поставщиков, потому что сложно сразу на месте проверить, действительно ли оборудование новое или уже было в употреблении. Когда его продает неофициальный производитель, то возможности для обмана возрастают.
Сейчас уже очевидно, что нужно не только поддерживать контакт с партнерами и предоставлять им устройства для покупки, но также важно еще понимать, что заказчикам необходимо на разных этапах их деятельности. Например, в iRU мы проводим обучение партнеров, подключаем к их проектам экспертных пресейл-инженеров, вместе тестируем оборудование, чтобы вовремя реагировать на запросы клиентов.
«С последствием санкций сталкиваемся постоянно»
– Мы, как и большинство участников рынка, постоянно сталкиваемся с последствиями санкций. С очередным витком ограничений зачастую приходится осваивать новые цепочки поставок и расширять сеть поставщиков. Кроме того, санкции приводят к высокой ключевой ставке, из-за чего приходится гибко реагировать на непростую финансовую ситуацию. Мы, как и многие игроки, оптимизируем складки и запасы, а также частично работаем с поставкой под заказ.
– Облачные решения, к которым прибегают некоторые компании, зачастую дешевле. Но у этого есть и обратная сторона, потому что любой выход за ИТ-контур компании чреват уязвимостями. Поэтому, наряду с ростом популярности облачных сервисов, есть и большой интерес к контейнерным закрытым решениям, когда все оборудование остается внутри компании и злоумышленникам тяжелее получить доступ к чувствительным данным. Это в первую очередь актуально для государственных структур и компаний из финансового сектора. В целом, чем крупнее компания, тем больше она стремится обладать собственным закрытым контуром, чем пользоваться облачными решениями.
– Сейчас рынок серверных решений можно разделить на две части – реестровый и нереестровый. Первый сегмент чувствует устойчивую господдержку и развивается благодаря ей. Устройства нашей компании в реестр Минпромторга России не входят, поэтому мы на поддержку государства не опираемся, а развиваемся самостоятельно. Однако меры господдержки в борьбе с контрафактной продукцией будут эффективны для развития всего отечественного рынка.
«Ценообразование связано в основном с курсом рубля»
– Пошлины и логистика, конечно, оказывают влияние на ценообразование, но это далеко не решающие факторы. Самым значительным фактором, влияющим на итоговую цену, остается колебание курса. Объясняется это просто: зарубежные компоненты закупаются за валюту. Поэтому, чем сильнее курс рубля колеблется, тем больше волатильность цен.
В этой связи многие компании покупают оборудование впрок и с частью клиентов работают под заказ, чтобы оптимизировать расходы и связанные с ними риски.
– Из-за насыщенной информационной среды и значительного количества собираемых данных наибольшим спросом сейчас пользуются средненагруженные и высоконагруженные серверы. Но и для менее производительных моделей начального уровня тоже находится спрос.
– Реестровый сегмент будет расти в ближайшие годы благодаря господдержке, а в нереестровом сегменте, скорее всего, заметного роста не будет. Это связано с тем, что комплектующие для нереестровой техники будут продолжать ввозиться из-за рубежа в готовом виде. Происходит это потому, что для такого оборудования нет необходимости, например, заниматься проектированием печатных плат или прошивкой BIOS. Это дорогостоящие работы, которые сильно влияют на стоимость конечного продукта и сильно увеличивают сроки его выхода на рынок. Подобная дорогостоящая разработка может привести к тому, что конкуренция с OEM-поставщиками (оригинальными производителями оборудования. – «Ведомости. Город») не будет иметь финансового смысла.
При этом ведущие игроки рынка следят за актуальными изменениями рынка, общаются тесно с партнерами и всегда стараются предоставить наиболее актуальные решения. Изменения будут, но, скорее, они будут характерными, а не качественными. Если говорить про новых игроков, то на рынке серверного оборудования они появляются относительно редко. Во многом потому, что рынок уже устоялся и текущий его ассортимент по большей части закрывает потребности заказчиков. При этом порог входа гораздо выше, чем на рынок клиентских устройств: вывести на рынок новый сервер гораздо сложнее, чем, например, ноутбук.