Читайте также
«Главные события происходят на экране телефона». Тимур Бекмамбетов – о кинематографе будущего
Редкий кадр. Как восстанавливают фильмы столетней давности
Зимние блокбастеры: что смотреть в декабре

Как технологии меняют киноиндустрию

Кино обязано удивлять зрителя, в том числе и техническими приемами
Евгений Разумный / Ведомости

Кинематограф – один из самых передовых видов искусства. Сложно вспомнить технологию, которую не использовали бы в кино, – от 3D-печати сложного грима до голографических декораций. Технологичность в какой-то момент чуть не дошла до крайности, когда выяснилось, что абсолютно все, что видно в кадре, можно нарисовать с помощью компьютеров. 

К счастью, программы пока не способны полностью обмануть зрителя: заснеженный лес или глубокий космос, созданные алгоритмами, уже не вызывают у нас подозрений, но, как только на экране появляется компьютерное человеческое лицо, зритель сразу же замечает подделку. Цифровая графика – первое, что приходит на ум в связи с киноиндустрией. Но есть и другие технологии, применение которых не так бросается в глаза.

Нейронные сети. Основное их применение в кино – замена фона, удаление лишних персонажей второго плана или добавление недостающих деталей. Мало кто знает, что искусственный интеллект сегодня используется и для написания сценариев. Еще в 2016 г. интернет-проект Ars Technica показал короткометражный фильм Sunspring, весь сюжет которого написал специально обученный бот по имени Бенджамин. Фильм рассказывает о недалеком будущем, а главную роль в нем сыграл канадский актер Томас Миддлдитч. Чтобы получить новый сценарий, в нейросеть загрузили сюжеты 200 научно-фантастических фильмов и алгоритм создал на их основе собственный – со всеми персонажами, диалогами и описаниями локаций. Авторы проекта пошли дальше, научили Бенджамина остальным кинопрофессиям, и два года спустя он самостоятельно не только «снял» экспериментальную короткометражку Zone Out, но и озвучил ее и даже написал к фильму музыку. 

Киноиндустрия впитывает самые последние тренды. Сегодня в топе – видео для смартфонов, и его главная отличительная черта – вертикальная ориентация экрана. Продюсеры, желающие завоевать внимание миллениалов, выпускают сериалы именно в таком формате: картинка вытянута по вертикали, продолжительность серии – 3–5 минут, жанры – комедии, драмы, фильмы ужасов, словом все, что душе угодно. Даже Netflix теперь предлагает подписчикам видео в вертикальном формате.

Фильмы сегодня не только показывают, но и снимают с помощью смартфонов. Ведь их модели дают картинку высочайшего качества. И здесь тоже полный разгул жанров – от фантастики до документальных фильмов. Музыканты не отстают – видеоклипы на смартфоны снимают и малоизвестные группы, и такие звезды, как Lady Gaga. 

Новые технологии намного удешевляют производство, именно поэтому их так любят в киноиндустрии. 30 лет назад, чтобы снять эффектный пролет над мегаполисом, нужно было задействовать вертолет со специальным крепежом для тяжелой камеры, двух пилотов, оператора-экстремала, оплатить полетное время, топливо и оформить кучу бумаг. Сегодня для этого используют коптер, который в тысячу раз дешевле, мобильнее и способен летать в тоннелях, под мостами и даже в канализации. 

Чтобы показать на экране дракона или инопланетянина, раньше приходилось строить сложных кукол-аниматроников, сегодня используют компьютерные модели, повторяющие мимику живых актеров. Аниматроники никуда не делись, но теперь они стали во много раз сложнее, обзавелись сервоприводами, искусственными мышцами и полимерной кожей, неотличимой от настоящей. В какой-то момент выяснилось, что прорисовывать пейзажи на компьютере не очень удобно: режиссер и актеры плохо представляют себе, как будет выглядеть окружающее пространство после окончательного монтажа. Решение нашлось быстро: вокруг съемочной площадки выстраивают гигантские экраны, на которые проецируют горы, океан, джунгли и т. д. Готовый кадр получается сразу же и почти не нуждается в постобработке – так, например, был снят сериал «Мандалорец». 

Кинематограф находился на острие технического прогресса с самого рождения, когда целлулоидная пленка и покадровая анимация были новыми изобретениями. Этот процесс продолжается до сих пор – кино обязано удивлять зрителя, в том числе и техническими приемами.

Самое популярное
Горожане
Принятие ограничений — шаг к успеху. Как перестать ставить перед собой чужие цели
И понять, где надуманные барьеры, а где — реальные
Умный город
«Может послать, если надоешь»: Давид Ян о том, как разработал ИИ, который умеет чувствовать
ИИ-дворецкий, который может не пустить хозяев домой
Горожане
Как живет в Москве самый высокий человек России
Когда даже потолки в метро низкие, а одежда нужна размера 3XL
Горожане
Начать сначала. Почему москвичи меняют работу
Удаленка способствует желанию поменять род деятельности и найти свое призвание
Умный город / Мнение
Способны ли электромобили покорить Москву: плюсы и минусы
По дорогам столицы ездит пятая часть всего электропарка России
Умный город / Мнение
Можно ли найти себя в IT-индустрии после 45
Как поменять алгоритм поиска работы
Свободное время
Никакой магии: как Гильермо дель Торо обличает псевдопсихологов в своей новой картине
В «Аллее кошмаров» нет привычной зрителям мистики. Главный монстр здесь медиум-шарлатан, которого сыграл Брэдли Купер
Умный город
«Работаю сам на себя». Чего не хватает таксистам, курьерам и репетиторам
Как видят регулирование платформенной занятости власть, бизнес и работники
Другие города
Выйти на лед. Где ловить рыбу зимой без вреда для здоровья
Как сверлить лунки, чтобы не провалиться, где клюет и на что ловить
Свободное время
Нео измельчал. Чего ждать от продолжения «Матрицы»
Рассказываем, стоило ли ждать продолжения «Матрицы» почти 20 лет
Свободное время
Кто отведет «Оскары» под ручку к номинантам и почему это важно
Все кандидаты на роль ведущего церемонии — от «человека-паука» до нового парня Ким Кардашьян
Свободное время
Куда пойти в выходные 22-23 января
Виктор Цой в Манеже, Данте на Ордынке и гастрономический киномарафон
Горожане / Мнение
Не могу думать ни о чем другом: как тревога влияет на нашу жизнь и работоспособность
Косвенные расходы, связанные с тревожными расстройствами, обходятся работодателям в $4 млрд ежегодно
Свободное время
Не секта и не Гарри Поттер: как реагируют на магическую экскурсию по Москве
Ночной тур в плащах со стариком Фонарщиком — для мэров и простых горожан
Горожане
«Музыка дает мне энергию для работы». Вице-президент «Сбера» – о страсти к року
Фабрисио Гранжа — о том, как совмещает работу и собственную музыкальную группу