Елена Царева: «Препятствий для выхода наших вин на международную арену нет»
Директор по стратегическому развитию направления b2c Simple Group – об импортозамещении в отраслиВ январе – марте в России произвели 12,4 млн декалитров вина, что на 11,6% больше, чем за аналогичный период 2024 г., писала в конце апреля «Ведомости. Аналитика» со ссылкой на данные Минсельхоза. Лидерами среди регионов стали Краснодарский край и Крым, на которые пришлось более 60% от всей выпущенной в стране продукции. Елена Царева, директор по стратегическому развитию направления b2c Simple Group, основательница премиального винного сервиса SimplePrivé, рассказала о развитии виноделия в России, перспективных нишах для отечественного продукта и о тренде на безалкогольное вино.
«С погодой, увы, ничего не сделаешь»
– Да, выпуск винодельческой продукции, конечно, растет. Усилия правительства направлены на то, чтобы увеличить этот рост, расширить площади, предназначенные для виноделия, стимулировать производство. Каждый год мы наблюдаем рост в декалитрах. Но свои коррективы вносит погода: например, у винодела может быть прекрасный урожай, который в последний момент вдруг превратится в ничтожно малый. С этим, увы, ничего нельзя поделать.
Важно понимать, что виноделие – это игра в долгую: сначала виноградники нужно засадить, потом вырастить виноград, ухаживая за ним, и лишь спустя минимум четыре года будет понятно, какое вино получится. К сожалению, у виноделов сохранилось не так много исторических документов, из которых можно узнать, какие сорта высаживались на тех или иных территориях, поэтому сегодня все производители находятся в состоянии эксперимента и на личном опыте изучают, какой виноград проявит себя лучше всего.
– Традиционно, конечно, основные регионы – это Краснодарский край и Крым: здесь сосредоточено наше виноделие. Сейчас развивается также Ростовская область, но это уже зона рискованного, северного виноделия. Среди известных отечественных виноделов, на мой взгляд, можно отметить такие бренды, как «Галицкий и Галицкий», «Усадьба Мезыбь», «Сикоры», «Скалистый берег», «Шато Талю», «Усадьба Дивноморское». Это самые передовые хозяйства на сегодня – лидеры нашего виноделия.
– Из России ушло много брендов и представительств, которые работали здесь годами. Виноделам стало сложнее (и дороже) покупать и оплачивать новое оборудование, саженцы. А ведь виноделие постоянно требует новых технологий. Но с точки зрения потребителя рынок не так сильно изменился, потому что прямых ограничений на импорт у нас нет.
Рынок – это живая структура: бизнес не останавливается, работа продолжается, отечественное виноделие развивается. Со стороны покупателей к нему есть интерес, что стимулирует производителей преодолевать преграды. Многие процессы усложнились, но рынок заинтересован в том, чтобы российского вина стало больше и оно становилось еще более качественным.
– Сегодня 20% от винной карты каждого ресторана должны составлять российские вина. Но отечественных вин, особенно высокого уровня, на текущий момент не хватает. На рынке присутствует большой дефицит качественного вина, которому доверяет потребитель. Главный дефицит – это шампанские и игристые. Они требуют длительной выдержки, да и сама технология отличается. Эти вина сейчас очень востребованы у потребителей, поэтому многие хозяйства, даже те, кто исторически не делал игристых вин, пытаются их производить. Уже есть интересные бренды, и мы с нетерпением ждем, когда появятся новые винтажи, новые урожаи игристых, чтобы потребитель мог их попробовать и оценить.
«Даже один гектар винограда стоит дорого»
– Французскому виноделию уже много столетий, а итальянское очень сильно развивается последние 100 лет. Еще есть более молодые в этом плане испанцы, американцы, Австралия, Новая Зеландия. Каждый из этих производителей уже смог завоевать свое место на рынке. Но, конечно, для международного рынка мы еще очень молоды.
Сначала нашим виноделам нужно выбрать терруар (продукт, выполненный из сырья, выращенного в определенной местности. – «Ведомости. Город») и сам виноград, дождаться, чтобы лоза стала взрослой. Множество факторов должны совпасть в идеальной точке, должен пройти не один год и даже не одно десятилетие. Плюс пиар и маркетинг для того, чтобы выйти на международную арену. Тут можно вспомнить историю о том, что «Супертоскану» (общее название красных тосканских виноградных вин, исторически нетипичных для региона. – «Ведомости. Город») сделал популярной успех у журналистов: именно их поддержка вызвала повышенный интерес к такого рода винам.
Так что у нас должна быть большая информационная база. Потому что на сегодня российское вино, особенно автохтонных сортов, таких как «Красностоп золотовский», для международного рынка – это экзотика, вызывающая интерес. Нужно его правильно подогревать.
– С точки зрения закона препятствий для выхода наших вин на международную арену нет. Поэтому, думаю, постепенно российское вино займет достойное место на мировом рынке. Но пока отрасль бурно и активно развивается, гораздо проще продавать продукт здесь, на российской территории. Когда объем производства увеличится, наше вино сможет заявить о себе в мире – конкурентные преимущества у нас есть.
Елена Царева
Работает в Simple Group с 2002 г. За этот период создала и возглавила первый в отрасли отдел по работе с частными и корпоративными клиентами SimplePrivé. Он представлен не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и по всей России. В подразделении трудится более 250 сотрудников.
Ключевые проекты:
2003 – первое участие в кампании En Primeur
2010 – запуск интернет-витрины SimpleWine
2011 – запуск мобильного приложения iSimple (сейчас SimpleWine)
2019 – создание премиального винного сервиса SimplePrivé
2023 – запуск мобильного приложения Fine & Rare Wine
– Я считаю, что государство вмешиваться должно, потому что сельское хозяйство – очень затратная и рискованная отрасль. Можно вложить колоссальные средства в производство и в выращивание винограда – и лишиться урожая просто из-за погоды и особенностей климата. Даже один гектар винограда стоит дорого, а ведь 30 или даже 50% саженцев рискуют не прижиться. Государство уделяет серьезное внимание отрасли и постепенно ее усиливает, чтобы помочь тем людям, которые решили заниматься виноделием, достичь серьезных, стабильных результатов. В 2022 г. был запущен федеральный проект, стимулирующий развитие виноделия и виноградарства в стране. Это важная инициатива, которая продолжается и сегодня. Она помогает виноделам получать субсидии и финансовую помощь. Кроме того, появилась новая форма собственности – крестьянско-фермерское хозяйство. Она может использоваться в виноградарстве и помогает получать определенные льготы, гранты, налоговые послабления.
Есть также и косвенные меры, которые влияют: так, в прошлом году пошлины на вина из недружественных стран были подняты в два раза. Это открывает дорогу отечественным производителям. Уже несколько лет на самом важном нашем российском мероприятии – Петербургском международном экономическом форуме – есть кластер «Виноград», где представлены все российские виноделы. Они получают прямой доступ к участникам события: могут поделиться своей историей, представить свой продукт, завязать деловые связи, показать свои возможности и потенциал. И такой кластер появился не только на международном, но и на других форумах, которые проводятся в России.
Еще один принципиальный, на мой взгляд, момент – различные ярмарки, фестивали, конкурсы и рейтинги. Для тех, кто интересуется вином, это очень важно.
И конечно, стоит упомянуть развитие винного туризма, которое также поощряется государством. Людям нравится путешествовать, общаться с виноделами, пробовать продукцию. Да, пока гостиничный и ресторанный секторы на винодельнях у нас не так развиты, как в Европе, но виноделы стараются предоставлять туристам возможность приехать, познакомиться с хозяйством, посетить виноградники и погреба, провести дегустацию, поговорить с владельцами и энологами. Так в том числе формируется культура потребления вина.
«Тема вина сегодня на пике интереса»
– Российское виноделие становится частным, и, безусловно, интерес к нему постоянно растет. Инвесторы – это чаще всего люди, которые уже добились серьезных успехов в других областях бизнеса и испытывают интерес непосредственно к вину, потому что вино – предмет неутилитарный: это и история, и культура, и сельское хозяйство, и даже наука. Виноделие – не бизнес, а служение: настоящий винодел готов всецело посвятить себя любимой теме.
– Я считаю, что русский человек очень быстро учится. Можно говорить о том, что исторически у нас больше развито потребление, например, водки и других напитков, но тема вина сегодня на пике интереса. Все больше людей задумываются о том, что вино не просто напиток, который мы употребляем с едой. За ним история, люди и культура. Очень важно развивать знания о культуре потребления вина. У нас в винотеках Simple Wine проходят регулярные дегустации, на которые можно записаться, чтобы послушать рассказ про каждое вино. Мы много времени и сил уделяем такому просвещению. И наша целевая аудитория постоянно расширяется: людей, которые интересуются хорошим продуктом, с каждым годом становится все больше.
– Российское виноделие будет развиваться стремительно, а качество вина станет расти очень быстро. Появятся и новые хозяйства, и признанные звезды. Произойдет более серьезное расслоение на массовый и топовый сегмент. Будет расти интерес к шампанскому, и я уверена, что у нас скоро появится очень достойный продукт. Кроме того, есть мировой тренд на безалкогольные вина: на него российским производителям тоже стоит обратить внимание. Интерес к этому продукту только растет, и эта тенденция, очевидно, сохранится.-