Generation Альфа: как нынешние дети изменят мировую финансовую систему

Как подрастающее поколение относится к деньгам и чем это обернется в будущем

Термин «дети-альфа» впервые употребил австралийский демограф-исследователь Марк МакКриндл. Согласно определению МакКриндла, альфа – это люди, рожденные в промежутке между 2010 и 2024 годом. Они сменят зумеров (появившихся на свет между серединой 90-х и 2010 годом). К 2025 году численность альфа может достичь 2 млрд. И многие исследования уже анализируют отношение представителей этого поколения к деньгам.

Особенности потребительского поведения

Одна из главных особенностей альф заключается в их вовлеченности в мир технологий: подрастающие дети не представляют себе жизнь без гаджетов и интернета. Благодаря этому они достаточно мобильны, быстры в принятии решений, восприимчивы к любой информации. Технологическая грамотность помогает альфа-поколению извлекать из сети максимум информации по любому вопросу. Умение найти и выделить из бесконечного контент-потока важное определяет специфическое потребительское поведение: альфа весьма требовательны к качеству предоставляемых товаров и услуг.

Впрочем, особенности потребительского поведения у этих детей формируются своеобразно. Как показывают результаты онлайн-опроса компании Wunderman Thompson Commerce, наивысшей ценностью подрастающее поколение считает служение высоким целям. В фокусе внимания оказываются члены семьи и друзья, а не гаджеты, развлекательный контент и общение в соцсетях. Это значит, что, скорее всего, в будущем альфы будут довольно разборчивы в вопросах покупок, предпочитая бренды социально активных и ответственных перед обществом производителей. 

Врожденная диджитальность мало влияет на отношение к физическим покупкам: каждый пятый с удовольствием готов покупать в офлайн-магазинах. В то же время, согласно проведенному агентством Initiative исследованию, 57% детей-альфа заявили, что, когда они вырастут, им будет предпочтительнее совершать покупки в социальных сетях. При этом 41% при выборе товаров надеются на помощь аудио-помощников.

Финансовое воспитание 

Как показало исследование американского центра Pew Research Center, в 2015 году миллениалы – родители детей-альфа – стали самым большим по численности и экономически состоятельным поколением в истории.

Российские миллениалы, люди, родившиеся в промежутке между 1981 и 1996 годом, считаются сегодня также наиболее обеспеченной прослойкой населения. Их отношение к деньгам, к способам заработка сформировало в определенной степени общее жизненное мировоззрение, в соответствии с которым они воспитывают своих детей.

К примеру, будучи сами бережливыми, аккуратными в бытовых покупках, они не экономят на сыновьях и дочерях. Например, как выяснили аналитики СберСтрахования, значительная часть накоплений миллениалов (35%) направлена на поддержку детей. Подавляющее большинство родителей в российских семьях (80%) выделяют своим чадам карманные деньги. Среди опрошенных страховой компанией «Росгосстрах Жизнь» 21% на эти расходы закладывают не более 500 рублей в месяц, 16,6% готовы выделять до 1000 рублей, 15,5% – от 1000 до 5000 рублей и только 3,3% – от 5000 рублей.

Брендам-производителям уже сегодня нужно думать о маркетинговых стратегиях взаимодействия с будущими активными потребителями. И тут важен вопрос финансовой грамотности детей-альфа. В школьных программах многих стран проводятся уроки, помогающие младшеклассникам получить базовые экономические представления. В Великобритании дисциплина по финансовой грамотности введена в программу в 2008 году, в США основы экономики преподают с недавних пор. В российских школах уроки по финансовой грамотности для учеников 1-9 класса начнутся с 1 сентября 2022 года. 

Приобщение к деньгам в разных странах ведется по-разному. В США PNC Bank спонсирует популярную программу для детей «Улица Сезам», где малышей учат не только считать и читать, но и подают в увлекательном формате основы финансовой грамотности. В Сингапуре банки работают с детьми, начиная с пятилетнего возраста. Ребенку дают возможность открыть собственный счет и получать доходы со своих сбережений – таким образом у поколения альфа с раннего детства формируется финансовая самостоятельность. 

Чего ждать в будущем

Звездные представители подрастающего альфа-поколения вовлечены в бизнес с раннего детства (не без помощи родителей-«продюсеров», разумеется). Согласно исследованиям социологов, средний возраст детей, которые зарабатывают весьма неплохие деньги, снижается с каждым годом. Прибыль некоторых детей выше, чем у таких российских знаменитостей, как Ксения Собчак, Юрий Дудь, Настя Ивлеева. К примеру, семилетний американец Райан в 2019 году заработал более $26 млн, а шестилетняя Анастасия Радзинская из Краснодара благодаря нескольким своим ютуб-проектам в том же году заработала $18 млн. 

Феномен популярности детского блогерского контента можно объяснить тем, что живущие в интернете дети любят наблюдать за жизнью сверстников – виртуальный мир для них ничем не отличается от реального. Получается у них зарабатывать и традиционными способами. Так, Мозайя Бриджес начал свой бизнес по производству галстуков и бабочек Mo's Bows в 9 лет и к 2018 году продал товаров на сумму более $600 000.

Повзрослевшие альфа, возможно, кардинально изменят всеобщую финансовую систему. Не исключено, что они сознательно откажутся от привычной нам офисной работы с пятидневным графиком в пользу фриланса, а физическим визитам в магазин предпочтут заказ продуктов, товаров и услуг через сеть. Исчезнет и бумажная волокита с оформлением бумаг в государственных и банковских учреждениях: всю бюрократию заменят операции при помощи смартфона.

Сильным изменениям, скорее всего, подвергнется и банковская система. Зумеры уже сегодня недоумевают, почему с межбанковской платежной системой SWIFT им приходится ждать от 2 до 5 дней, пока денежный перевод поступит на счет на другой конец света. Альфа совершенно точно избавятся от таких задержек: исследования ученых показывают, что они без труда осваивают любой гаджет или смартфон уже к двум годам, а в шесть лет с легкостью овладевают любой современной онлайн-технологией, в том числе интернет-банкингом и сервисами, предлагающими открытие счета. Биткоин или другая, пришедшая ему на смену цифровая валюта, для поколения альфа может стать вполне привычным средством расчетов.

Каким будет новый мир, созидаемый сегодняшними детьми-альфа, точно сказать сложно. Одна из важнейших задач бизнесменов и маркетологов сегодня – предугадать наиболее важные финансовые тренды.

Самое популярное
Свободное время / Интервью
Константин Обухов: «2026-й станет годом телевидения»
Генеральный продюсер телеканала ТВ-3 – о безопасном контенте и интересе россиян к эзотерике
Городская недвижимость / Мнение
Дубайский мастер-девелопмент
Как использовать опыт ОАЭ в развитии городов России
Свободное время
Шесть локаций для праздника: как встретить Новый год в регионах России
Обзор отельных программ от Кавказа до Балтики
Культурный город
Беспилотный трамвай и автобус-амфибия: 10 самых необычных видов транспорта мира
Как культурные традиции и футуристические технологии создают уникальные маршруты
Городская недвижимость
Люксовый ритейл: как развивается этот сегмент в центре столицы
Эксперты считают, что нишу на рынке могут заполнить предложения в рамках новых жилых проектов
Другие города
Архитектурный дайджест: больница-сад, платный балкон в Вероне и колоссы Мемнона
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Наш город
Мороз и солнце: синоптики предупредили о резком похолодании в Москве
В столичный регион на неделе придут холода и безоблачная погода
Другие города / Мнение
Побережья будущего
Почему нужно обучать молодых архитекторов проектировать пространства у воды
Свободное время
Лучшие катки Москвы: покататься на коньках зимой 2025–2026 с ценами и адресами
Главные места для катания на коньках для взрослых и детей
Наш город
Город для людей: что такое урбан-психология и как она влияет на человека
В России развивается новая дисциплина, изучающая взаимоотношения человека и городской среды
Горожане / Мнение
Гений места
Как известные личности создают городские бренды
Городская недвижимость
«Вавилонская башня»: как офисы справляются с множеством резидентов
Владельцы БЦ для этого стали чаще привлекать партнерские УК
Наш город
Дожди, гололедица и холод: какая погода ожидается в Москве на выходных
Новый циклон, пришедший с северо-запада, принесет морозы в столичный регион
Наш город
Андрей Лихачев: «Будущее жилья – там, где технологии встречаются с комфортом»
Генеральный директор «Рублево-Архангельского» – о создании качественной городской среды при помощи инноваций
Свободное время
Прогулки, SPA и тишина: где встречать Новый год в Подмосковье
Обзор готовых программ для отдыха за городом