Валерий Катькало: «Цифровые технологии приведут к революции в бизнес-образовании»
Директор ВШБ НИУ ВШЭ о том, какие компетенции важны для управленцев будущего и как меняется бизнес-образованиеВ эпоху стремительных изменений в технологиях и экономике компаниям все больше требуются управленцы нового типа – гибкие и проактивные, обладающие широким кругозором и сильным эмоциональным интеллектом. Для подготовки и развития таких руководителей больше не подходят ни традиционный контент программ, ни привычные форматы лекций и семинаров. И бизнес-школы ищут новые способы формирования актуальных управленческих способностей у менеджеров и предпринимателей.
О том, как бизнес-школы меняют свои программы под новые требования экономики и технологий, «Ведомости. Идеям управления» рассказал профессор, директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) Валерий Катькало.
– Чтобы обеспечить жизнестойкость своих компаний в современном, полном неопределенностей, мире, менеджеры должны, на мой взгляд, обладать четырьмя основными типами компетенций.
Первый тип – способность к проактивному управлению изменениями. Сейчас одной из самых популярных в мировой теории менеджмента и стратегическом консалтинге является концепция динамических способностей фирмы. Ее ключевой автор – профессор Дэвид Тис из Школы бизнеса имени Хааса Калифорнийского университета в Беркли – самый цитируемый исследователь стратегического управления. Обладание динамическими способностями позволяет компании быстрее конкурентов распознавать новые рыночные возможности, извлекать из них выгоду, менять конфигурацию своих активов и перестраивать бизнес-модели.
Для успешного формирования этих, по сути, предпринимательских способностей необходимо системное обучение менеджеров и их команд. Им придется овладеть в том числе навыками амбидекстрии, т. е. одновременно уметь управлять технологическими и организационными инновациями и поддерживать операционную эффективность компании на основе имеющихся технологий, процессов и продуктов.
Валерий Катькало
Второй тип требуемых компетенций – цифровые. Владение ими позволит уверенно принимать решения о развитии своего бизнеса и лидировать в цифровой трансформации организации.
Еще два типа компетенций менеджеров были важны всегда, но сегодня приобрели особое значение. Прежде всего это компетенции управления сетями отношений – как внутри компании, так и вне ее. Компетенции межличностного взаимодействия ныне строятся на концепциях тиминга, эмпатии и эмоционального интеллекта. А при развитии экосистем подобные компетенции позволяют извлекать конкурентные преимущества, которые в современной теории менеджмента называются «отношенческими рентами» (дополнительная прибыль, которая возникает у компании благодаря доверительным и долгосрочным отношениям с клиентами или партнерами. – «Ведомости. Идеи управления»). И, наконец, четвертый тип компетенций – поддержание высокого уровня личной эффективности руководителя на основе непрерывного обучения и саморазвития. Умение учиться всю жизнь, т. е. адаптироваться к новому и быть готовым отказаться от отживших свое знаний и навыков, – это и есть навык обучаемости, который стал важным фактором успеха карьеры менеджера.
«В ведущих бизнес-школах мира очень важен проектный подход»
– Прежде всего при подготовке менеджеров необходим баланс трех типов навыков – профессиональных, социальных и цифровых. Если еще в 2010-е гг. знаниево-ориентированное обучение дополняли формированием актуальных навыков, то сегодня эффективное бизнес-образование – это развитие способности применения знаний и навыков в нестандартных ситуациях.
В ведущих бизнес-школах мира очень важен проектный подход, он применяется на всех уровнях бизнес-образования. Мы в ВШБ активно внедряем его на всех дипломных программах – от бакалавриата до МВА. Достоинство этого подхода в том, что он позволяет готовить руководителей к успешному управлению бизнесом в эпоху неопределенности. Во время обучения приходится решать задачи с непредсказуемым ответом, особенно когда проект носит характер эксперимента.
Разумеется, после пандемии систему любого образования нельзя представить без онлайн-технологий. Они не только содействуют развитию более коротких и интенсивных форм обучения, но и позволяют реализовать очень востребованные в современном мире смешанные и гибридные форматы бизнес-образования.
Наряду с внедрением этих передовых подходов мы в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ реализуем следующие три принципа, которые считаем критически важными для развития бизнес-образования. Во-первых, для нас любой новый успешный проект – это не очередная программа обучения, а образовательное решение конкретной потребности в развитии начинающего или уже зрелого менеджера. Мы считаем, что одно из конкурентных преимуществ бизнес-школ все больше связано с умением создавать образовательные решения для конкретных потребностей их клиентов, а не просто новые версии типовых учебных программ.
Во-вторых, при дизайне новых продуктов бизнес-школы должны фокусироваться на создании уникального образовательного опыта студентов и слушателей, который сегодня выходит далеко за рамки привычных ранее лекций и семинаров.
В-третьих, в современном сложном и непредсказуемом мире руководителям для принятия эффективных решений необходим гораздо более широкий, чем раньше, кругозор. Поэтому мы активно развиваем междисциплинарность бизнес-образования, в чем у нас, как у бизнес- школы в составе НИУ ВШЭ, одного из ведущих многопрофильных университетов страны, есть явное преимущество.
– Бизнес-образование в НИУ ВШЭ имеет давнюю традицию: за 30 лет его истории было реализовано много успешных и зачастую новаторских для страны проектов в этой сфере. Однако выходу бизнес-образования в нашем университете на лидерские позиции в стране мешала сильная фрагментация подразделений, занимавшихся этим образованием. Поэтому в 2020 г. в рамках новой стратегии развития НИУ ВШЭ в результате реорганизации 11 подразделений бизнес-образования была создана Высшая школа бизнеса. Значительно обновился состав преподавателей – пришли как сильные исследователи менеджмента, так и профессора-практики. Целью трансформации было построение одной из ведущих бизнес-школ страны. Мы повысили качество образования и исследований по управлению бизнесом, а также стали активно развивать системные связи с компаниями – лидерами российского бизнеса.
Сегодня ВШБ – крупная университетская бизнес-школа России с интегрированным портфелем программ от бакалавриата до МВА. Здесь обучается 5500 студентов бакалавриата и магистратуры, более 3500 человек ежегодно проходят через программы МВА, переподготовки и повышения квалификации. Школа сочетает инновационные подходы в образовании с передовыми исследованиями и сетью партнерств с ведущими компаниями страны. Один из результатов этого синтеза – создание коллекции из 80 учебных кейсов на первичных материалах российских компаний.
За пять лет ВШБ закрепила позиции в сегменте бакалавриата, где мы устойчиво первые в стране по баллам ЕГЭ абитуриентов направлений «менеджмент» и «бизнес-информатика». Мы полностью перезапустили сегмент магистратуры. Если пять лет назад здесь было 17 программ и на платные места принималось не более 200 человек в год, то в 2025 г. на наши 10 магистерских программ было зачислено свыше 1000 студентов, из них 745 – на платные места. Кстати, с 2024 г. прием в магистратуру ВШБ превысил прием в бакалавриат.
Одна из новаций ВШБ – перезапуск академических советов программ, они теперь всегда возглавляются бизнес-лидерами. Многие программы магистратуры и бакалавриата реализуются совместно с ведущими компаниями – «Авито», Альфа-банком, НЛМК, 1С, Х5, Axenix и др. Две наши магистратуры действуют в онлайн-формате, на каждую ежегодно поступает по 140–180 человек.
Системное обновление прошла и наша программа МВА – и заняла 1-е место в национальном рейтинге портала MBA.su в 2024 и 2025 гг. Сегмент корпоративных программ обучения и развития руководителей высшего и среднего звена мы запустили фактически с нуля, а сегодня нашими клиентами являются более 30 ведущих компаний страны. Кстати, некоторые из них, например «АвтоВАЗ», «Газпром нефть», «Магнит», МТС, «Трансмашхолдинг», имеют сильные корпоративные университеты, которые активно участвуют в этих проектах.
– У этого тренда есть как минимум две причины. Первая – в XXI в. люди стараются в более молодом возрасте сделать длительные инвестиции своего времени в бизнес-образование. В мире состав студентов на традиционных очных программах МВА молодеет – все реже люди в возрасте старше 25 лет готовы на два года покинуть работу ради обучения.
Вторая причина – самыми быстрорастущими сегментами мирового рынка бизнес-образования сейчас являются не программы МВА, а магистратуры и программы развития руководителей (Executive Education). Газета Financial Times c 2005 г. ежегодно публикует глобальный рейтинг бизнес-школ по магистерским программам, которые стали не менее важным элементом их портфелей, чем МВА. На мировом рынке сегодня широко представлены магистерские программы бизнес- образования для людей с опытом и без него – как двухгодичные, так и одногодичные; как от европейских бизнес-школ, где они зародились, так и от ведущих бизнес-школ Северной Америки и Азии.
«На наших глазах быстро меняется само понятие обучения»
– Это дало более полное понимание степени глобализации современного бизнес-образования. А также того, что лидеры в этой сфере есть и в Азии и их опыт быстрого перехода «из третьего мира в первый» очень интересен для изучения. Передовые школы региона сумели объединить мировые достижения в менеджменте с институциональной спецификой ведения бизнеса в своих странах. Яркий пример – шанхайская бизнес-школа CEIBS, занявшая в 2024 г. 1-е место в глобальном рейтинге программ Executive МВА по версии Financial Times.
При формировании новой для нас сети партнеров в Азии мы фокусируемся на бизнес-школах, занимающих лидерские позиции. Полезным в этом смысле было и вступление ВШБ в Ассоциацию бизнес-школ Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди наших партнеров в Китае CEIBS, бизнес-школы университетов Цинхуа, Фудань и ряда других. В Индии – бизнес-школы в Бангалоре, своего рода национальной Кремниевой долине. В Таиланде это Школа менеджмента Сасин лучшего университета страны Чулалонгкорн. Мы реализуем совместно с ними выездные модули нашей программы МВА, проекты международной мобильности студентов бакалавриата и магистратуры, начали совместные исследовательские проекты.
– Действительно, в 2022 г. ВШБ инициировала первое масштабное исследование популяции российских корпоративных университетов (КУ), в котором участвовали руководители 44 КУ. В этом году мы провели уже четвертую волну их опросов по структурированной анкете, на которую ответили уже 63 корпоративных университета. Мы анализируем особенности организации КУ, их операционные и бизнес-модели, передовые практики обучения и развития руководителей и сотрудников материнских компаний. Каждый год мы издаем книгу с аналитикой этих данных и с портретами КУ, принявших участие в проекте.
В прошлом году мы по запросу лидеров корпоративного обучения разработали типологию российских КУ по уровню организационной и технологической зрелости. Эта методология позволяет более объективно анализировать стратегические развилки в их развитии. Полученные нами данные позволяют говорить о наличии в стране около 70 активно развивающихся КУ современного типа, некоторые из них достигли международного уровня профессиональной зрелости.
Программы для внешних клиентов в последние годы занимают все более заметное место в портфеле крупнейших российских КУ. Например, Сберуниверситет по ряду тематик и форматов стал играть важную роль на рынке бизнес-образования. Вместе с тем, как я уже говорил, зачастую корпоративные университеты не конкурируют, а сотрудничают с ведущими бизнес-школами.
– За последние 10–15 лет платформы EdTech не столько забрали себе часть рынка бизнес-образования, сколько создали новые сегменты и расширили его. Вместе с тем с развитием онлайн-форматов на этом рынке усилились процессы коммодитизации образовательных услуг. Иными словами, обучение многим базовым аспектам управления бизнесом ушло в онлайн-формат. Однако, несмотря на бурный рост онлайн-сегмента бизнес-образования, говорить о прямой конкуренции ведущих бизнес-школ с EdTech-платформами можно только в части отдельных коротких курсов.
Сегодня мы не видим в России серьезной конкуренции платформ EdTech с ведущими бизнес-школами в сегментах дипломных программ, прежде всего магистратуры и МВА. Ситуация на мировом рынке бизнес-образования аналогичная: самые успешные программы онлайн-МВА делают бизнес-школы, которые обладают несопоставимо более мощными компетенциями в учебно-методических разработках, развитии команд преподавателей и управлении качеством образования на программах дипломного типа.
Вместе с тем мы постоянно изучаем передовые практики коллег из EdTech. Сейчас на наших глазах быстро меняется само понятие обучения, искусственный интеллект и другие цифровые технологии приведут к революции в бизнес-образовании. Ведущие бизнес-школы должны исходить из того, что в наше время любой успешный руководитель и одновременно образованный человек – это уже не тот, кто много учился и много знает, а тот, кто научился учиться и делает это всю жизнь быстрее и лучше других.