Как компании и университеты объединяют науку, образование и бизнес
Молодежный день на ПМЭФ показал работающие модели сотрудничестваВ России развивается взаимодействие между бизнесом и вузами. Формируются новые модели сотрудничества образовательных организаций с потенциальными работодателями для студентов. Это открывает доступ к новым идеям, финансовым и кадровым ресурсам, а также стимулирует создание современных профессиональных направлений.
О перспективах таких партнерств говорили участники Международного молодежного экономического форума «День будущего», который состоялся 21 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). В этом году генеральным партнером Молодежного дня стал Центральный университет.
Основная миссия вузов – формировать у студентов научное мышление и исследовательский подход. Однако, как отметил ректор Центрального университета Евгений Ивашкевич на сессии «Система жизни победителей: от мечты к реализации», ключевая проблема современных вузов – в реализации перспективных идей и проектов. К сожалению, подчеркнул Ивашкевич, многие научные разработки так и не становятся готовыми продуктами. Для успешного воплощения задумки необходима слаженная работа команды, а также эффективный механизм, который поможет довести идею ученого до стадии коммерциализации и вывода на рынок, считает он. Бизнес, выступая катализатором инноваций, способен обеспечить ресурсы и рыночные механизмы для превращения научных идей в востребованные технологии.
Практическая наука
Центральный университет создан по инициативе Т-Банка при поддержке более 50 крупнейших организаций России, включая Банк России, «Сбер», «Росатом», «Норникель» и другие. Для того, чтобы соединить науку и бизнес, вуз разработал платформу, которая позволяет внедрять фундаментальные исследования в производство, преобразуя научные достижения в практические технологии и коммерческие продукты, рассказала руководитель научного направления Центрального университета Карина Гургенова на сессии «Система жизни победителей: от мечты к реализации».
«Не все технологии доходят до бизнес-воплощения, потому что у ученых свое представление о том, как их технология должна быть использована. Они часто не видят возможностей, – пояснила она. – Наша платформа позволит фундаментальным и прикладным проектам найти место в бизнесе и получить реальный продукт».
Как отметил Ивашкевич, этот инструмент станет мостом между научными исследованиями и потребностями рынка. Кроме того, он рассказал, что в Центральном университете формируется новая категория профессионалов – дженералисты, которые выступают посредниками между наукой и бизнесом. «Это люди с уникальными знаниями и навыками», – отметил Ивашкевич. Задача таких специалистов – анализировать научные достижения и находить способы их практического применения. Сегодня вуз разрабатывает систему подготовки дженералистов, сообщил ректор.
Для реализации модели практико-ориентированного образования, основанной на тесной интеграции вузов и бизнеса, ключевая роль должна принадлежать компаниям как основным заказчикам, сошлись во мнении участники дискуссии.
«Центральный университет не корпоративный вуз. У нас сейчас более 50 партнеров, и мы хотим, чтобы лидеры из разных индустрий вовлекались в образование. Мы выстраиваем партнерство, проводим эксперименты в совместных лабораториях, запускаем совместные курсы», – рассказал председатель правления Т-Банка Станислав Близнюк.
«Именно бизнес должен определять, кого мы готовим, чему учим и с какой целью», – добавил Ивашкевич. Он подчеркнул, что вуз придерживается принципа «наука для бизнеса и от бизнеса», расширяя участие компаний в учебном процессе.
Осознанная траектория роста
Чтобы подготовить кадры для современных цифровых реалий, необходимо объединение усилий государства, частных компаний и образовательных организаций, уверен Ивашкевич. Особую роль здесь играют учебные заведения, созданные при участии крупного бизнеса, отметил он, выступая на сессии «Кадры будущего: как подготовить профессионалов для цифровой эпохи?». По мнению ректора Центрального университета, важная задача таких вузов – сделать карьерную и образовательную траекториюии более осознанноыми.
Тренд на растущую сознательность в выборе молодыми людьми образования и карьеры наблюдают в компании «Сибур». По словам ее исполнительного директора Сергея Комышана, это проявляется в изменяющемся образовательном профиле новых сотрудников. «Сегодня мы видим, что молодые специалисты все чаще выбирают путь к профессии через среднее специальное образование, – рассказал Комышан. – Если пять лет назад 85% новых сотрудников приходили с дипломами вузов и лишь 15% – из колледжей, то сейчас это соотношение составляет 40% и 60% соответственно».
Ежегодно «Сибур» принимает около 5000 новых сотрудников, из которых 2000 – молодые специалисты, формирующие кадровый резерв компании, отметил он. Особенно ценными профессионалами, по его словам, становятся молодые люди, которые после среднего специального учебного заведения (ссуза) начинают работать и параллельно получают высшее образование. «Мы заметили, что такие специалисты гораздо лучше адаптируются в профессии», – сказал Комышан.
Чтобы привлечь в компанию молодых сотрудников, «Сибур» развивает партнерство со школами, ссузами и вузами. «За последние три года мы инвестировали около пяти млрд руб. в инфраструктуру наших партнеров», – сообщил исполнительный директор компании. «Сибур» стремится заинтересовать выпускников учебных заведений перспективными научными направлениями. Для молодых людей, приходящих в нефтехимию, осознанный выбор образовательной траектории становится ключом к успешной работе с инновационными технологиями, уверен Комышан. Компания вовлекает молодежь в практическую работу через систему проектной деятельности: более 1000 молодых специалистов участвуют в 150 реальных проектах, где решают актуальные производственные задачи в конкурентном формате.
Молодые люди не просто приходят на работу – они «перезагружают» сами принципы управления, заставляя работодателей меняться в реальном времени, рассказала управляющий директор Х5 Media Каролина Соколова. «У зумеров больше не работает привычная система KPI: они в нее попросту не верят, – поделилась наблюдениями спикер. – Теперь в приоритете горизонтальный рост: сегодня ‒ аналитик, завтра – digital-стратег, послезавтра – sales-менеджер. И этот переход должен происходить быстро, с индивидуальным трекингом и менторской поддержкой». Соколова подчеркнула, что персонализированный подход для молодых специалистов не просто пожелание, а обязательное условие. При этом обучение сегодня – это постоянный маршрут профессионального роста, отметила она: если компания не предлагает постоянного развития, в частности возможности пробовать себя в смежных профессиях, она проигрывает в борьбе за кадры.
Кадры для экономики
В 2023 г. в России начал работу пилотный проект с привлечением шести ведущих университетов, подразумевающий создание новых форм взаимодействия между вузами и бизнесом, напомнила заместитель председателя комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко. Представители крупных предприятий различных отраслей совместно с учебными заведениями разрабатывают и внедряют профессиональные программы подготовки специалистов, отметила она.
«За самыми лучшими приходят уже в школы, даже в детские сады, чтобы заниматься профориентацией. Так делают «Росатом», РЖД и другие крупные игроки», – сообщила Харченко. Разработан национальный прогноз кадровой потребности. Он позволит оценивать будущие запросы экономики в специалистах и корректировать образовательные программы вузов, добавила депутат.
Фундаментальная наука и высшее образование по-прежнему остаются основой подготовки специалистов, при этом в России формируется новая модель взаимодействия между вузами, бизнесом и регионами. Как пояснила Харченко, эта трехсторонняя система позволяет учитывать и академические традиции, и практические запросы экономики.
На форуме обсуждались также ключевые аспекты модернизации образования в условиях технологических изменений. Как отметили участники сессии «Технологии, которые стоит понять», внедрение инноваций требует комплексного подхода – от обновления образовательных программ до адаптации нормативной базы.