Граждане полюбили считать деньги
Россияне разобрались в азах финансовой грамоты, следующим шагом станет развитие финансовой культурыРаботающая с 2017 г. программа повышения финансовой грамотности россиян дала результаты, и теперь власти планируют прививать населению финансовую культуру. Разбираемся, в чем она заключается и к чему приведет эта инициатива.
В октябре правительство приняло обновленную стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 г. В этом году завершилась предыдущая программа, принятая в 2017 г. Финансовая грамотность развивается также благодаря профессиональным объединениям и участникам рынка.
«Мы хотим, чтобы базовые навыки правильного (финансового) поведения людей стали естественными для граждан, стали частью общей культуры», – сказала председатель Банка России Эльвира Набиуллина. По ее словам, экономика России уже почти вернулась в состояние конца 2021 г., а худшие прогнозы не сбылись. Поэтому сейчас регулятор может больше времени уделять не оперативному реагированию на вызовы, а своим долгосрочным приоритетам. Одним из таких приоритетов является финансовое просвещение граждан, указала глава ЦБ.
«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы», – считает глава наблюдательного совета Московской биржи Сергей Швецов (в прошлом – первый зампред ЦБ). Для этого в школьные образовательные стандарты включили элементы финансовой грамотности.
Предпринимаемые в этом направлении усилия уже дали результат. По данным замера, проведенного институтом фонда «Общественное мнение» по заказу ЦБ, за 2020–2022 гг. значительно повысился уровень финансовых знаний: понимание сути процентов и инфляции, информированность об организациях, защищающих права пользователей финансовых услуг. Опрос проводился среди взрослых людей и молодежи в возрасте от 14 до 22 лет, в нем приняло участие более 4000 человек из 207 городов и сел большинства субъектов России.
Россияне стали грамотнее распоряжаться финансами: сформировали денежную подушку, научились жить по средствам, развили самостоятельность в принятии финансовых решений. Власти уже давно занимаются финансовой грамотностью и основной результат этого в том, что «мы решили проблему финансовой безграмотности», сказал декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Сейчас перед властями стоит более сложная задача – развитие финансовой культуры, т. е. определенных ценностей и поведенческих установок, характеризующих более рациональное финансовое поведение, добавил он.
Если первая стратегия повышения финансовой грамотности фокусировалась на построении системы образования для молодежи, то в новой ставка сделана на более возрастные категории населения, следует из постановления правительства от 23 октября 2023 г. Для достижения этих целей планируется привлечь широкий круг участников финансового рынка, включая саморегулируемые организации.
Задача развития финансовой грамотности решается «путем широкой коалиции» и сотрудничества между многими ведомствами, а также бизнесом и общественной инициативой, сказал руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.
Существует множество примеров, когда бизнес повышает финансовую грамотность и культуру населения. Например, с 2015 г. развивается один из самых популярных порталов об инвестициях – «Тинькофф журнал». В 2019 г. банк запустил соцсеть для инвесторов «Пульс», материалы в которой ежедневно читают 4,6 млн человек, а в 2021 г. – «Академию инвестиций», где прошли курсы больше 2,4 млн пользователей. Кроме того, «Тинькофф инвестиции» создали и продолжают развивать целую империю YouTube-проектов, например «Деньги не спят», Tinkoff Private Talks, «Инвестерика», «Едем разбираться». Газпромбанк ведет подкаст «Инвесткомитет», в котором уже 246 выпусков. Несколько лет существует «Совкомблог». Цель этих проектов – научить пользователей правильно распоряжаться деньгами и избегать рисков (финансовых потерь).
Один из самых эффективных способов обучения финансовой грамоте – живые выступления практиков, которые делятся опытом и реальными примерами.
К участию в новом онлайн-проекте «Тинькофф» «Толк – про финансы с толком» приглашено 30 известных представителей финансового рынка. С 29 ноября по 1 декабря на мероприятии выступят Мамута из ЦБ, директор департамента рынка акций Московской биржи Борис Блохин, президент НАУФОР Алексей Тимофеев, первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский, директор «Тинькофф инвестиций» Дмитрий Панченко. Спикеры проведут лектории, практикумы и мастер-классы. Участники конференции получат знания по финансовой грамотности, а также информацию о ситуации на рынке и актуальные прогнозы, сказал руководитель образовательных и социальных проектов «Тинькофф инвестиций» Александр Кралькин.
«Помимо этого всех участников ждет разбор инвестиционного портфеля и инвестиционного поведения – например, им расскажут, как эмоции влияют на принятие решений инвестором. Мы пригласили к выступлению ключевых экспертов, каждый из которых сделал карьеру в сфере инвестиций и может поделиться ценными инсайтами. В дальнейшем мы планируем расширять пул образовательных мероприятий, в том числе для школьников, студентов и людей старшего возраста», – заявил Кралькин.