Метод Prada: новые эксперименты бренда

Краткое официальное коммюнике, традиционно предваряющее каждую коллекцию Prada, на этот раз названо «Оптимистический ритм». За этим объемным выражением скрываются и оригинальная интерпретация классики мужского гардероба бренда, и демонстрация в нем бьющей через край энергии современной жизни, и новые возможности для уверенного, свободного выражения собственного «я».
Впервые в истории итальянского модного бренда показ мужской коллекции состоялся не в Милане в Fondazione Prada и не в нью-йоркской штаб-квартире марки, а в Шанхае, в гигантском силосном хранилище Minsheng Wharf.

Один из крупнейших мегаполисов Поднебесной сама Прада помнит еще со времен, когда он далеко не был таковым – в Китае дизайнер впервые побывала в возрасте 25 лет, в конце 70-х, и с тех пор приезжала регулярно. Все последующие десятилетия Миучча с интересом наблюдала за эволюцией культуры, за изменениями в экономике страны и за формированием вкуса к западной роскоши – потому то бренд Prada и был одним из пионеров на стремительно развивающемся здесь рынке модного ритейла.
В рамках этой бизнес-стратегии в 2017 году группа Prada открыла в Шанхае Prada Rong Zhai, площадку для проведения культурных мероприятий в стенах преображенного исторического особняка. «Китай всегда занимал важное место в воображении Prada, и город Шанхай и с его богатой культурной жизнью в частности. Динамичное слияние в Шанхае прошлого и настоящего, старого и нового является для меня источником постоянного интереса», – сказала перед показом Миучча Прада.
Если оставить в стороне стратегические аспекты развития Prada и сконцентрироваться лишь на самой коллекции, то самым очевидным наблюдением будет ее необычайно молодой, даже провокационный дух и внешний облик. При том что каждый посетитель мужского отдела бутика Prada знает, что здесь всегда представлена классическая линия бренда – фирменные однобортные костюмы, традиционный крой, спокойные расцветки. Но в одежде, которая демонстрируется на подиуме, Прада неизменно предстает смелым экспериментатором, и удивительным образом с каждым новым сезоном ее видение кажется все моложе по форме и менталитету. При этом сама она утверждает, что дело вовсе не в возрасте и не в стремлении угодить условным «миллениалам».




«У меня ни малейшей зацикленности на аспекте молодости или молодого духа. Мне интересно понимать нынешнее время в целом, не разделяя его на восприятие на том или ином этапе взросления, – объяснила дизайнер журналисту «Как потратить» за кулисами сразу после премьеры коллекции. – Я одержима лишь желанием понять, куда движется наш мир и что в целом происходит с обществом, и совершенно не хочу как-то особенно углубляться в проблемы молодого поколения. И, кстати, не устаю повторять юным людям, с которыми много и активно общаюсь: будьте осторожны, не давайте навязывать вам ярлыки и помещать вас в строгие рамки – обычно разные категории придумывают маркетологи, чтобы продать вам некий новый продукт. Я же считаю, что в любом возрасте важно просто быть индивидуальностью и выражать самого себя. Одежда Prada – это не вопрос возраста, это вопрос интеллекта».
Подобный дуализм – вполне консервативная в своей основе одежда и нанизанное на нее бунтарство в виде функциональных и декоративных элементов – и является главным отличием нынешней коллекции. Если отрешиться от всех внешних деталей и взглянуть на любой предмет одежды по отдельности, то плащи, костюмы, ветровки, рубашки, шорты будут иметь традиционный крой. Бунтарским, футуристическим характером их награждают игра с пропорциями, порой радикальная; смелые сильнодействующие цветовые сочетаниями; создающая защитный эффект многослойность; высокотехнологичные ткани; яркие символичные принты и эмблемы.
Если углубиться в анализ коллекции, то может создаться ощущение, что Миучча Прада словно бы разобрала классические предметы одежды на составляющие, как на столе портного – передняя планка, рукав, отложной воротник, карман, брючины... – а затем собрала их заново в современную экипировку для жизни в мегаполисе, за стремительными скоростями которого ее обладатель хотел подчеркнуть свою индивидуальность.




Это противопоставление и столкновение элементов неизбежно вырабатывает особую оптимистичную энергетику, идущую от каждого образа, представленного на подиуме. При этом из отдельных предметов коллекции можно самостоятельно собрать собственный образ – дерзкий, если тебе двадцать лет, или более спокойный, не без элегантности, если тебе уже за сорок. То, что коллекцию весна-лето 2020 можно рассматривать как своего рода конструктор, подтвердила сама автор. «Именно так. Это мой метод», – резюмировала собственный дизайнерский подход Миучча Прада.
Бросая вызов словарю привычных форм и остроумно смешивая воедино портновское искусство и элементы поп-культуры, в своем восприятии мира и в его выражении через одежду Прада становится более современной по духу и смелой. И если дело здесь не в зацикленности на молодом поколении, то в чем же?
«Я умею передать эту позитивную энергетику потому, что проявляю огромный интерес к окружающему миру и к тому, что в нем происходит авангардного. Я всегда была одержима новшествами. И, делая один шаг в новом направлении, сразу думала: каким может быть следующий шаг и еще один за ним. Сегодня я обладаю даже более быстрой реакцией, чем прежде, и улавливаю новизну более избирательно», – рассуждала дизайнер за кулисами показа. И вспомнила свой недавний разговор с художником Райаном Трекартеном, чья выставка проходила летом 2019 года в Fondazione Prada.

«Мы обсудили, как бы просыпаться утром и уже знать все, что происходит вокруг. Пару десятилетий назад тебе надо было знать несколько основных событий, сегодня же ты должен быть в курсе сотен тем и новостей ежедневно! Ведь помимо моды мы в Prada занимаемся искусством, кино, архитектурой... Cтолько всего нужно держать в голове о десятках странах и культурах, и как же этого добиться? Трекартен пошутил, что скоро в наш организм будет вживлен маленький чип, который ежедневно будет отбирать необходимую нам информацию и поставлять ее прямо в наш мозг. Я, конечно, не верю в это. Но все же объем информации, которая через нас проходит, огромен. И это серьезная проблема – вы либо отвергаете этот объем информации и неизбежно мельчаете, либо поглощаете его, в том числе с помощью искусственного интеллекта, и растете. Как с такой скоростью окружающего нас мира можно знать все – вот одна из глобальных проблем, которой я серьезно озабочена», – рассуждает Прада.
Параллельно она считает, что в сегодняшнем мире культурные и ментальные различия уже не так сильны, как раньше. И на первый план выходит индивидуальность. «Я давно наслаждаюсь разнообразной красотой людей, ярких персоналий, остальные различия меня не волнуют. Мне интересно передавать в своей одежде нерв времени и дух того поколения, которое будет влиять на процессы в творческих областях в ближайшем будущем».