Метод Prada: новые эксперименты бренда

На первый план выходит индивидуальность, считает основательница марки Миучча Прада

Краткое официальное коммюнике, традиционно предваряющее каждую коллекцию Prada, на этот раз названо «Оптимистический ритм». За этим объемным выражением скрываются и оригинальная интерпретация классики мужского гардероба бренда, и демонстрация в нем бьющей через край энергии современной жизни, и новые возможности для уверенного, свободного выражения собственного «я».

Впервые в истории итальянского модного бренда показ мужской коллекции состоялся не в Милане в Fondazione Prada и не в нью-йоркской штаб-квартире марки, а в Шанхае, в гигантском силосном хранилище Minsheng Wharf.

Один из крупнейших мегаполисов Поднебесной сама Прада помнит еще со времен, когда он далеко не был таковым – в Китае дизайнер впервые побывала в возрасте 25 лет, в конце 70-х, и с тех пор приезжала регулярно. Все последующие десятилетия Миучча с интересом наблюдала за эволюцией культуры, за изменениями в экономике страны и за формированием вкуса к западной роскоши – потому то бренд Prada и был одним из пионеров на стремительно развивающемся здесь рынке модного ритейла.

В рамках этой бизнес-стратегии в 2017 году группа Prada открыла в Шанхае Prada Rong Zhai, площадку для проведения культурных мероприятий в стенах преображенного исторического особняка. «Китай всегда занимал важное место в воображении Prada, и город Шанхай и с его богатой культурной жизнью в частности. Динамичное слияние в Шанхае прошлого и настоящего, старого и нового является для меня источником постоянного интереса», – сказала перед показом Миучча Прада.

Если оставить в стороне стратегические аспекты развития Prada и сконцентрироваться лишь на самой коллекции, то самым очевидным наблюдением будет ее необычайно молодой, даже провокационный дух и внешний облик. При том что каждый посетитель мужского отдела бутика Prada знает, что здесь всегда представлена классическая линия бренда – фирменные однобортные костюмы, традиционный крой, спокойные расцветки. Но в одежде, которая демонстрируется на подиуме, Прада неизменно предстает смелым экспериментатором, и удивительным образом с каждым новым сезоном ее видение кажется все моложе по форме и менталитету. При этом сама она утверждает, что дело вовсе не в возрасте и не в стремлении угодить условным «миллениалам».

«У меня ни малейшей зацикленности на аспекте молодости или молодого духа. Мне интересно понимать нынешнее время в целом, не разделяя его на восприятие на том или ином этапе взросления, – объяснила дизайнер журналисту «Как потратить» за кулисами сразу после премьеры коллекции. – Я одержима лишь желанием понять, куда движется наш мир и что в целом происходит с обществом, и совершенно не хочу как-то особенно углубляться в проблемы молодого поколения. И, кстати, не устаю повторять юным людям, с которыми много и активно общаюсь: будьте осторожны, не давайте навязывать вам ярлыки и помещать вас в строгие рамки – обычно разные категории придумывают маркетологи, чтобы продать вам некий новый продукт. Я же считаю, что в любом возрасте важно просто быть индивидуальностью и выражать самого себя. Одежда Prada – это не вопрос возраста, это вопрос интеллекта».

«Я умею передать эту позитивную энергетику в одежде потому, что проявляю огромный интерес к окружающему миру и к тому, что в нем происходит авангардного... И, делая один шаг в новом направлении, сразу думала: каким может быть следующий шаг и еще один за ним. Сегодня я обладаю даже более быстрой реакцией, чем прежде и улавливаю новизну более избирательно.»

Подобный дуализм – вполне консервативная в своей основе одежда и нанизанное на нее бунтарство в виде функциональных и декоративных элементов – и является главным отличием нынешней коллекции. Если отрешиться от всех внешних деталей и взглянуть на любой предмет одежды по отдельности, то плащи, костюмы, ветровки, рубашки, шорты будут иметь традиционный крой. Бунтарским, футуристическим характером их награждают игра с пропорциями, порой радикальная; смелые сильнодействующие цветовые сочетаниями; создающая защитный эффект многослойность; высокотехнологичные ткани; яркие символичные принты и эмблемы.

Если углубиться в анализ коллекции, то может создаться ощущение, что Миучча Прада словно бы разобрала классические предметы одежды на составляющие, как на столе портного – передняя планка, рукав, отложной воротник, карман, брючины... – а затем собрала их заново в современную экипировку для жизни в мегаполисе, за стремительными скоростями которого ее обладатель хотел подчеркнуть свою индивидуальность.

Это противопоставление и столкновение элементов неизбежно вырабатывает особую оптимистичную энергетику, идущую от каждого образа, представленного на подиуме. При этом из отдельных предметов коллекции можно самостоятельно собрать собственный образ – дерзкий, если тебе двадцать лет, или более спокойный, не без элегантности, если тебе уже за сорок. То, что коллекцию весна-лето 2020 можно рассматривать как своего рода конструктор, подтвердила сама автор. «Именно так. Это мой метод», – резюмировала собственный дизайнерский подход Миучча Прада.

Бросая вызов словарю привычных форм и остроумно смешивая воедино портновское искусство и элементы поп-культуры, в своем восприятии мира и в его выражении через одежду Прада становится более современной по духу и смелой. И если дело здесь не в зацикленности на молодом поколении, то в чем же?

«Я умею передать эту позитивную энергетику потому, что проявляю огромный интерес к окружающему миру и к тому, что в нем происходит авангардного. Я всегда была одержима новшествами. И, делая один шаг в новом направлении, сразу думала: каким может быть следующий шаг и еще один за ним. Сегодня я обладаю даже более быстрой реакцией, чем прежде, и улавливаю новизну более избирательно», – рассуждала дизайнер за кулисами показа. И вспомнила свой недавний разговор с художником Райаном Трекартеном, чья выставка проходила летом 2019 года в Fondazione Prada.

«Мы обсудили, как бы просыпаться утром и уже знать все, что происходит вокруг. Пару десятилетий назад тебе надо было знать несколько основных событий, сегодня же ты должен быть в курсе сотен тем и новостей ежедневно! Ведь помимо моды мы в Prada занимаемся искусством, кино, архитектурой... Cтолько всего нужно держать в голове о десятках странах и культурах, и как же этого добиться? Трекартен пошутил, что скоро в наш организм будет вживлен маленький чип, который ежедневно будет отбирать необходимую нам информацию и поставлять ее прямо в наш мозг. Я, конечно, не верю в это. Но все же объем информации, которая через нас проходит, огромен. И это серьезная проблема – вы либо отвергаете этот объем информации и неизбежно мельчаете, либо поглощаете его, в том числе с помощью искусственного интеллекта, и растете. Как с такой скоростью окружающего нас мира можно знать все – вот одна из глобальных проблем, которой я серьезно озабочена», – рассуждает Прада.

Параллельно она считает, что в сегодняшнем мире культурные и ментальные различия уже не так сильны, как раньше. И на первый план выходит индивидуальность. «Я давно наслаждаюсь разнообразной красотой людей, ярких персоналий, остальные различия меня не волнуют. Мне интересно передавать в своей одежде нерв времени и дух того поколения, которое будет влиять на процессы в творческих областях в ближайшем будущем».

Читайте также