Такие, как все

Почему быть модным стало немодно, чем это опасно и когда наконец закончится?

Тельняшка, серые джинсы, белые кроссовки с едва заметным логотипом. Или: однотонная водолазка, нейтрального цвета брюки и джинсовая куртка. Или: фланелевая клетчатая рубашка и джинсы. 

Одетых подобным образом людей можно сегодня встретить и в офисе компании – «голубой фишки», и в театре, и даже на модном показе знаменитой марки. Смотрится такой персонаж уместно везде, взгляд на нем или на ней не задерживается: мы уже воспринимаем данный стиль как норму. Хотя вы наверняка удивитесь, когда узнаете, почему этот человек так одевается – он, оказывается, терпеть не может, когда на него смотрят.

Вот это и есть тот самый нормкор, о котором модная пресса раструбила по всему свету еще в 2014 году. «Одежда – это визуальный маркер, знак для единомышленников – «мы с тобой одной крови, ты и я». Так 10 лет назад появился стиль нормкор как манифест отказа от изнурительной гонки за модными трендами», – объясняет Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.

Обычно в качестве модных «референсов» принято упоминать Стива Джобса в черной водолазке и допотопный американский сериал «Сайнфелд». Однако коллеги забыли самое интересное. А именно что уже десятки лет так одеваются люди, которые эту самую моду и производят. И речь не о знаменитых редакторах или инфлюенсерах – они лишь творчески упаковывают то, что делают другие. Речь о креаторах, тех, кто собственно творит моду.

Проверьте ради любопытства, например, как выглядел Николя Гескьер, директор женской линии Дома Louis Vuitton, а до этого Balenciaga, когда работал стилистом. Он появлялся исключительно то в джинсовке, то в водолазке. Поищите фото (не постановочные) Марии Грации Кьюри, креативного директора Dior и дизайнера женских коллекций Дома. Посмотрите на Джорджо Армани в начале карьеры – он в самых скромных и банальных вещах. Откуда же такая скромность у тех, кто создает стиль? И что они хотят нам этим сказать?

«Основа нормкора как модного стиля – это обращение к подчеркнуто базовому и функциональному гардеробу, вне сезонных трендов, – рассказывает Анна Лебсак-Клейманс. – При этом акцентными вещами такого гардероба являются виды одежды, которые пришли в гардероб из обычной повседневной жизни. Ее характеристики: универсальность, долговечность, легкость в использовании и уходе, отсутствие бесполезных декоративных деталей, принтов и орнаментов».

Базовый гардероб нормкора, напоминает эксперт, это «прямые базовые джинсы, полуприлегающие футболки, флисовые худи, водолазки, бейсболки немарких натуральных цветов: черные, белые, серые, бежевые».

Действительно, с практичностью нормкора не поспоришь. Но неужели люди лишь поэтому так сильно к нему привязаны? 

Да, пандемия осталась в прошлом, но кроссовки и спортивные костюмы упорно не хотят нас покидать

На самом деле причин несколько. Во-первых, это традиционный стиль для интровертов и (или) стеснительных людей, которые не любят, когда их разглядывают. И если учесть, что в последнее время многие из нас чаще общаются со своим телефоном, чем с реальными людьми, то все мы в большей или меньшей степени смело можем считаться интровертами.

Во-вторых, он затрагивает столь популярную ныне тему женской сексуальности, точнее, ее отсутствия. Ведь нормкор – это по сути общий гардероб. Женщины и мужчины могут носить абсолютно одинаковые вещи. (Или брать их друг у друга на время.)

В-третьих, нормкор, похоже, стал ответом на бесконечную «обнаженку» в социальных сетях и не только: достаточно вспомнить хотя бы последнюю неделю моды в Париже, где многие знаменитые дамы ходили в лучшем случае в трусах, а иногда и практически голыми, прикрываясь лишь прозрачной тканью. Красивые состоявшиеся женщины с яркой индивидуальностью стали заложницами своей известности и по сути превратились в вешалки для специфических моделей одежды, которую на них «развесили» согласно указаниям владельцев марки.

Кстати, обратите внимание: никто из этих женщин не протестует. Почему? Дамы сражаются за доллар. Причем буквально: это реальная, сознательная погоня за «лайками», которые, согласно данным аналитичес­кой компании Lefty, занимающейся исследованиями рынка инфлюенсеров, оцениваются как раз в один доллар за лайк в соцсети с картинками у аккаунта свыше 10 000 подписчиков. 

И тут сразу вспоминается цитата из романа-утопии «Мы» Евгения Замятина: «Никто не «один», но «один из. Мы так одинаковы». Общество, описываемое автором книги, выглядит страшно. Неужели мы к этому стремимся? 

Очень хочется верить, что нет. Хотя примеры говорят об обратном. Взять хотя бы пандемию ковида, когда человечество в едином порыве облачилось в спортивные костюмы и кроссовки ради удобства. Да, форс-мажор был, и не один, но он уже в прошлом, а кроссовки и общий расслабленный вид упорно не хотят нас покидать – в спортивной обуви теперь ходят и на работу, и в театр, и на свадьбу, да и сами мы подчас выглядим как большой отряд туристов.

А между тем одежда – один из самых простых и доступных способов выразить себя. И для самовыражения совсем не обязательно надевать что-то странное, необычное или очень дорогое.

Даже если вместо заезженного черного вы предпочтете элегантные оттенки коричневого, который долгое время отсутствовал в модном контексте, или бордового, люди уже посмот­рят на вас иначе. Да и вы сами в собственных глазах становитесь другим, отличным от всех. Ведь надевая привлекающую внимание одежду, человек делает выбор – быть смелым, не таким, как другие.

Мы боимся лишних движений, боимся отличиться, и в этом наша беда. Однако, как уверяют эксперты, не все еще потеряно: по данным аналитиков FOMO, страх что-то упустить в жизни мучит от 60 до 70% населения планеты.

А значит, есть шанс, что рано или поздно многие поймут: не такой уж этот нормкор и нормальный. И красивая девушка в мини-юбке совсем не обязательно кого-то там ищет или пытается привлечь. Просто она была и остается самой собой. И ничего и никого не боится.