Фигура на капоте

Вернутся ли в моду автомбильные маскоты?

Появление на капотах автомобилей разнообразных талисманов, фигурок и статуэток относится к самому началу периода интенсивного автомобилестроения – к 1910-1920 годам. В то время машины еще не стали массовым феноменом, поэтому нередко пользовались особым отношением со стороны своих владельцев.

Всевозможные человеческие и животные образы, эмблемы различных компаний и объединений, геометрические фигуры и абстрактные композиции – маскоты (от английского mascot, что в переводе означает «человек, животное или объект, приносящий удачу») стали визитной карточкой той эстетики, которую принесли в мир автомобили XX века.

Наиболее известными маскотами являются брендовые эмблемы: почти каждому знакома трехлучевая звезда Mercedes Benz, прыгающий олень ГАЗ-21 «Волга» или статуэтка «Дух экстаза», украшающая капот автомобилей Rolls Royce.

Тем не менее, это лишь верхушка айсберга: история скрывает множество изысканных маскотов, волею судеб оказавшихся в тени своих более «массовых» собратьев. Так, например, одним из наиболее ярких представителей «ушедшей» эпохи служит летящий аист Hispano-Suiza, выполненный из бронзы в стиле ар-деко.

Примечательно, что в начале прошлого века многие маскоты устанавливались владельцами автомобилей в соответствии с их личными вкусами и предпочтениями. Это привело к появлению на капотах настоящих произведений искусства, многие из которых изготавливались в единственном экземпляре.

Оригинальные статуэтки, например, «Такса» французского скульптора Андре Беккереля очень ценятся коллекционерами и по сей день и периодически появляются на дорогих автомобильных аукционах.

«Какие-то маскоты изготавливались крупными партиями, и владельцы машин могли приобрести их, заглянув в магазин автомобильных запчастей и принадлежностей или заказав по каталогу. Они были сравнительно дешевы и без сомнения – популярны, – рассказывает Андрей Мятиев, владелец одной из самых крупных в России коллекций автомобильных маскотов. – Другие фигурки с великой тщательностью и преобладанием ручной работы делались в небольших литейных мастерских, обслуживающих в основном профессиональных скульпторов».

Андрей Мятиев хорошо известен в среде коллекционеров: он – основатель Музея истории велосипедного дела в России. Однако этот факт не мешает ему увлеченно заниматься коллекционированием маскотов – у велосипеда и автомобиля много общего, особенно в декоре.

На сегодня в собрании Мятиева находится более 500 автомобильных маскотов из разных стран, включая Францию, США, Германию, Италию, Англию и СССР.

Но коллекция не пылится на полке, а периодически участвует в различных выставочных проектах и экспозициях. Последняя выставка коллекции маскотов прошла в 2023 году в музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге – на ней было прежставлено более сотни автомобильных эмблем, статуэток и многих других аксессуаров 1900-1930-х годов, в том числе предметы из коллекции Андрея Мятиева.

Некоторые маскоты совмещали в себе как эстетическую, так и практическую функции. Так, например, уже не существующая компания-производитель свечей зажигания и электрики для автомобилей Oleo Magneto имела фирменный маскот в форме головы, связанный непосредственно с системой охлаждения двигателя. Благодаря такому решению через специальные отверстия из ноздрей фигурки мог выходить пар, уведомляя водителя о перегреве двигателя!

Тем не менее уже к середине XX века культура маскотов практически полностью потеряла свою популярность. Этому способствовали радикальные изменения в конструкции автомобилей, опасность травмирования угловатыми металлическими формами эмблем и статуэток при ДТП, а также постепенная унификация дизайна на фоне общего развития автомобильной промышленности по всему миру.

Именно в этот период (1950-е годы) маскоты постепенно становятся объектом коллекционирования. Сейчас почти все (кроме Rolls-Royce, Bentley, Mercedes Benz и некоторых других) крупные производители автомобилей используют в дизайне своих машин лаконичные плоские эмблемы или надписи, не выступающие над корпусом и не несущие угрозу безопасности участникам дорожного движения. А классические маскоты стали достоянием музеев, аукционных домов и частных коллекций.

Как известно, мода циклична и на первый взгляд давно ушедшие тенденции имеют свойство возвращаться. Однако Андрей Мятиев настроен не слишком оптимистично. «Возвращение маскотов в промышленном масштабе маловероятно, – резюмирует эксперт, – в качестве средства самовыражения автолюбителей сегодня используются другие средства – тюнинг, аэрография и т.п.»

Читайте также