От Москвы до Берлина, от раннего Возрождения до немецкого авангарда
Д айджест самого громкого и знаменательного арта. А еще световые эффекты на Днепре, тыквы в горошек и немного о единорогах.
Мария-Антуанетта в Лондоне
Музей Виктории и Альберта при спонсорском участии бренда Manolo Blahnik рассказывает историю иконы стиля, которой, безусловно, была французская королева Мария-Антуанетта. Ее наряды, украшения, страсть к развлечениям и фразы вроде «Пусть едят пирожные!» в ответ на вопросы, что есть бедноте в обнищавшей при Людовике XVI стране, вошли в историю. А еще сразу вспоминается байопик Софии Копполы начала 2000-х: с роскошными нарядами и обувью (делал ее как раз Маноло Бланик, и к выставке марка также выпустила коллекцию в стиле казненной королевы), воздушными интерьерами в стиле рококо и хрупкой, словно бы фарфоровой Кирстен Данст в заглавной роли.

На лондонской выставке образ Марии-Антуанетты раскрывается через самые разные вещи: от парадных портретов и исторических нарядов и драгоценностей до легендарных fashion-съемок с Кейт Мосс. Платьев здесь десятки, и любоваться ими в деталях – особое удовольствие. Уж в чем, а в том, как одеваться, королева знала толк.
До 22 марта 2026
Фра Анджелико во Флоренции
Пионер Ренессанса, самый известный итальянский художник раннего Возрождения (первая половина XV века) Фра Анджелико писал в основном на религиозную тематику. В его манере еще много Средневековья, но вместе с тем уже есть визионерская перспектива и работа с объемом, как вскоре будет повсеместно. Словом, новый этап и революция. На двух флорентийских площадках: в Палаццо Строцци и Музее ди Сан Марко показывают больше 140 работ художника, собранных по главным европейским и мировым музеям. В том числе из Лувра, Старой Пинакотеки Мюнхена, берлинской Gemäldegalerie, Rijksmuseum в Амстердаме, из Музеев Ватикана и американских собраний. Что-то взяли также из частных собраний и интерьеров церквей.

За счет такой масштабной подборки можно не только проследить эволюцию художника и наглядно понять, как рождался Ренессанс, но и впервые увидеть ряд работ вместе (например, алтарные экспозиции), так, как это изначально задумывалось и показывалось. А еще это просто медитативно красивые, нежные и совершенно неземные вещи. На выставке есть все: от фресок (собственно, Музей ди Сан Марко находится при действующем доминиканском монастыре, расписанном Фра Анджелико) и алтарных композиций до манускриптов с яркими иллюстрациями.
До 25 января 2026
Яёи Кусама в Базеле
Одна из самых масштабных ретроспектив культовой японской художницы Яёи Кусамы показывает ее экстравагантное творчество с первых шагов и до наших дней. Такой 70-летний таймлапс. Фонд Бейлера (Fondation Beyeler) в Базеле готовил выставку в тесном контакте с самой Кусамой, так что многие работы, особенно из ранних и последних, приедут в нашу часть света впервые. Весь следующий год у выставки будет европейский гран-тур, она также съездит в Кельн и в Амстердам.

Японку знают прежде всего по скульптурам в виде тыкв, расцвеченным яркими принтами в горошек (Кусаму часто называют Polk Dot Queen, «королевой горошка») и экстравагантным инсталляциям с зеркалами, многократно умножающими все, что происходит внутри комнаты. А еще Кусама – икона стиля, которой под 100, и дама непростой судьбы, по своей воле уже не один год живущая и работающая в психиатрической клинике. По ее собственным словам, вдохновение она черпает в галлюцинациях, которые видит на протяжении всей жизни.
До 25 января 2026
Куинджи в Петербурге
Русский музей, обладающий самой большой коллекцией работ Архипа Куинджи в мире, открыл в корпусе Бенуа масштабнейшую ретроспективу творчества мастера. Выставка «Архип Куинджи. Иллюзия света» собрала больше полутора сотен картин художника из собственного собрания ГРМ, дополнив работами, предоставленными другими музеями страны и частными коллекционерами. В экспозиции все от еще ученических наметок до мировых шедевров вроде иконической «Лунной ночи на Днепре».

В 1880-м, когда картину впервые показали публике, зрители не могли поверить, что полотно не подсвечивается. Куинджи еще при жизни стал сенсацией. Революционер цвета, он как никто умел работать со световыми эффектами, смешивая контрастные краски. Так что название выставки – своего рода синопсис его творческого метода. Есть здесь и знаменитая «Березовая роща», и «Радуга», и «Эффект заката», и «Ночное». Все картины – кинематографические, драма и катарсис. Даже Дэвид Линч бы позавидовал.
До 30 марта 2026
Сливки современного искусства в Париже
25 октября арт-институция Fondation Cartier открывается на новом месте. Теперь это самый центр Парижа: бывший комплекс Grands Magasins du Louvre на Площади Пале Рояль силами архитектора-экспериментатора Жана Нувеля превратился в масштабное выставочное пространство. Так что сейчас можно успеть сразу в две ключевых арт-точки Парижа: теперь Fondation Cartier с Лувром виз-а-ви.

К открытию приурочили грандиозную выставку коллекции музея. Современное искусство в количестве 600 работ, которыми собрание Фонда пополнялось с 1984 года. Больше 100 авторов, в числе которых первые имена: Нан Голдин, Шери Самба, Клаудия Андухар, Джеймс Таррелл, Ольга де Амарал, Цай Гоцян и многие другие. Выставку назвали Exposition Générale, и это экивок в сторону Всемирных выставок, которыми славился Париж в XIX веке. Там тоже собирали все самое новое и прогрессивное.
До 23 августа 2026
Рауль Хаусман в Берлине
8 ноября музей Berlinische Galerie открывает большую ретроспективу австрийского художника Рауля Хаусмана. Его называют отцом дадаизма (именно ему принадлежит, например, теоретическое обоснование движения – «Манифест дадаизма») и предтечей модного сегодня мультимедийного искусства. Профиль Хаусмана – это прежде всего фотоколлажи. Он обратился к ним в 1920-х и фактически изобрел этот жанр. Хаусман также проявлял себя как активный перформер и в целом борец против обыденности и всего мелкобуржуазного.

В Berlinische Galerie покажут больше 200 его работ, собранных по всей Германии и частично во Франции, куда художник сбежал от нацизма. Помимо живописной части будут и фотоколлажи, и авторская каллиграфия в стиле граффити. Покажут также ряд инженерных изобретений Хаусмана (ведь медиа-арт он делал больше ста лет назад, когда никакой специальной техники не было). В частности, оптофон – устройство, преобразующие свет в звуковые сигналы.
До 16 марта 2026
Единороги в Потсдаме
25 октября в Museum Barberini открывается выставка, на которую точно стоит сводить подростков. Хайповый образ единорога здесь обыгрывается во всех возможных проявлениях и с глубоким погружением в историю вопроса. Проект Unicorn: The Mythical Beast in Art, «Единорог: мифическое существо в искусстве», показывает иконографию единорога от раннехристианского искусства до полотен Возрождения и наших дней, а также берет вширь, охватывая азиатские страны и смежные сферы вроде медицины и естественных наук. (В Средневековье, например, верили, что единороги существуют, а их рога имеют целебные свойства и даже дарят вечную жизнь.)

150 работ от картин и скульптур до гобеленов и иллюстрированных манускриптов – за 4000 лет истории. Экспонаты предоставили музеи со всего мира: от Лувра, Уффици, Прадо до Метрополитена. Если не успеете в Потсдам, в марте выставка переедет в Музей Клюни в Париже.
До 1 февраля 2026








