Латвия стала автоэкспортером, не выпустив ни одной машины

С.Портер

Латвия, в которой нет ни одного автозавода, стала нетто-экспортером автомобилей, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на официальную статистику. Так получилось, потому что из-за невыплат по автокредитам банки отчуждают заложенные по ним автомобили, продать которые удается только за рубежом.

Из Латвии в январе - октябре было вывезено в другие страны 10 092 автомобиля, а импортировано всего 8509 машин. В денежном выражении экспорт автомобилей из Латвии за 10 месяцев составил 86,3 млн латов ($174 млн), в то время как импорт был равен лишь 81 млн латов. Большинство машин были отправлены в Германию, Беларусь, Литву и Эстонию. Однако часть отобранных у латвийских заемщиков автомобилей нашли свих новых владельцев в далеких от прибалтики странах: Новой Зеландии, Саудовской Аравии и Гвинее-Бисау. Второй по величине в Прибалтике банк SEB в этом году арендовал неиспользуемый аэродром, чтобы разместить на нем изъятые машины.

Автокредитование было вторым по объем сегментом розничного банкинга после ипотеки. Однако Латвия больше всех в Евросоюзе пострадала от кризиса: в этом году ожидается обвал экономики на 18%. Из-за сокращения доходов многие латвийские автовладельцы не смогли оплачивать взятые ранее автокредиты, и все больше машин переходят в собственность банков. По словам экономиста Swedbank Лии Страшуны, банкам приходится экспортировать эти автомобили, потому что внутренний спрос слишком слаб и потребление восстановится еще не скоро. "Цены на эти машины привлекательнее на зарубежных рынках, потому и растет экспорт", - цитирует его Bloomberg. В октябре, по данным Ассоциации европейских автопроизводителей, было зарегистрировано всего 218 новых автомобилей - на 82% меньше чем годом ранее.