ЦИФРА НЕДЕЛИ: $22 млрд. Слишком много


На этой неделе Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву предъявлены новые обвинения. Уже осужденные на восемь лет предприниматели теперь могут получить еще до 25 лет лишения свободы. По первому делу прокуроры требовали 10 лет, осудили на восемь. Исходя из этой пропорции получается 20 лет. С учетом первого срока и возраста обвиняемых – пожизненное заключение. Это уже не удивляет. Понятно, что в деле ЮКОСа пленных не берут. Поражает сумма, которую, по версии следователей, украли и отмыли Ходорковский и Лебедев – $22–23 млрд.

Эти деньги, если верить адвокатам, дисконт, с которым добывающие “дочки” ЮКОСа продавали нефть трейдерам-офшорам. Те реализовывали продукцию по рыночным ценам, а прибыль оседала в месте, где налоги меньше. В общем, стандартная российская схема ухода от налогов. За увлечение ею Ходорковский и Лебедев уже наказаны: среди преступлений, за которые их осудили в 2005 г., – неуплата трейдерами ЮКОСа, зарегистрированными в зонах льготного налогообложения, 17 млрд руб. в 1999–2000 гг. Теперь присвоение и отмывание в 2001–2003 гг., сумма выросла на порядок и уже близка к признанной судом задолженности ЮКОСа. Похоже, скоро со ссылкой на официальные документы можно будет сказать: “Все имущество процветавшей нефтяной компании продано за долги, возникшие из-за воровства ее бывших владельцев”.

Это кажется невероятным. Украсть и отмыть такие деньги за три года почти невозможно. Два года назад Transparency International составила список политиков, которые за последние десятилетия больше других ограбили свои народы. На первом месте Мохамед Сухарто: за 31 год правления Индонезией он награбил $15–35 млрд. Фердинанд Маркос, президент Филиппин в 1972–1986 гг., украл $5–10 млрд, экс-президент Нигерии Сани Абача $2–5 млрд – за пять лет. А ведь у них было больше времени и меньше препятствий, чем у Ходорковского с Лебедевым. История знает претензии большие, чем предъявлены Ходорковскому и Лебедеву. В сентябре 2006 г. экс-президента Аргентины Фернандо де ла Руа и министра экономики Доминго Кавальо обвинили в нанесении ущерба государству на сумму $30 млрд: якобы проведенная ими в 2001 г. реструктуризация внешнего долга Аргентины была невыгодной и привела к его увеличению. Но о хищениях речи не шло. На замороженных счетах Кавальо было $9,7 млн.

В общем, $22 млрд – слишком много, чтобы украсть и отмыть за три года. Но придется постараться. Иначе не добраться до зарубежных счетов и имущества GML и ее владельцев.