Письма


Не в 90-е – в XXI век!

На статью «Болезнь интеллигенции» (№ 131 от 17.07.2009, стр. А4)

Меня искренне порадовал ответ директора Института общественного проектирования Валерия Фадеева на мою статью («Идеологическая суета», № 121 от 3.07.2009). В статье Фадеева все же прозвучали слова: «Нам нужна демократия», а то мне показалось, что в критикуемом мной докладе его института о российской политической системе написано, что демократия не нужна или недостижима. Спасибо за разъяснение: оказывается, мы с г-ном Фадеевым хотим одного и того же, более того – считаем ее достижение возможным только в контексте масштабной модернизации.

Фадеев пафосно обличает 90-е годы, в которые, по его мнению, я призываю вернуть Россию. К сожалению, его плохо информировали: ни я, ни мои соавторы по докладу «Демократия: российская модель развития» никогда не говорили о возврате в 90-е. Не только потому, что с 5-го класса мы знали мысль Гераклита о невозможности дважды войти в одну реку. Главное – пройденный Россией за последние 20 лет модернизационный путь одновременно дает ей гораздо более высокую стартовую точку для развития демократии и требует дальнейшего развития еще более настоятельно. Приписывать оппоненту то, чего он никогда не говорил, а потом с блеском его уничтожать – прием, конечно, эффектный...

Девяностые годы не стоит идеализировать, как, впрочем, и нынешний день. Намного ли сегодняшнее рейдерство лучше приватизационных практик тех лет? Сегодняшняя коррупция – чем тогдашняя? Депутаты, покупающие себе места в Думе сейчас, – чем депутаты, продававшие голоса тогда? Так что надо не возвращаться в 90-е и не тормозиться в нулевых годах, а двигаться вперед. А в поисках модели развития, конечно, не помогает описанная Фадеевым болезнь «физиологической нелюбви к власти (государству)». Для меня «власть» и «государство» (тем более родина) действительно не тождественные понятия. Но употребление таких слов как синонимов, как это делает мой оппонент, представляется мне симптомом куда более опасной болезни – физиологической любви к власти, часто переходящей в облизывание предмета своего обожания.

Что же касается пути развития России, замечу: не было никогда на земле государства и народа, полностью готового к демократии. Демократизируют государство элиты – как необходимость, «меньшее из зол», и их же задача – подвигнуть все общество на принятие и укоренение демократических практик. Это, кстати, убедительно показывает Бернар Манен, на работу которого во многом опирается доклад института г-на Фадеева. И нашей элите пора понять, что другого пути, кроме развития демократии, у России нет. Нужно искать свои специфические подходы к этому процессу, а не отуплять народ цензурированным телевидением (со Сталиным или без), не уповать на силовые методы борьбы с коррупцией, не демонизировать Запад и не причитать про пассивность своих же соотечественников.

Не сомневаюсь: дети нынешней российской верхушки будут жить в демократической стране. Вот только велик риск, что, если мы не возьмемся за дело, избранная ими страна будет располагаться где-то на западе Европы или в северной части американского континента. Когда речь идет об отпуске, о сбережениях или чадах, западоненавистничество у многих наших важных персон враз куда-то исчезает. Я же хочу, чтобы демократической родиной всех российских детей была моя родная Россия.

Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий