Старомодные таблетки

Российские потребители начали переключаться с брендированных лекарств на более дешевые аналоги, следует из отчетности «Фармстандарта» за первое полугодие

Производитель вчера опубликовал отчет о продажах в первом полугодии 2009 г., показав рост выручки на 62% до 10,1 млрд руб. (коммерческий фармрынок в рублях за этот же период вырос на 33%). Стремительное увеличение выручки объясняется в основном включением в портфель препаратов иностранных производителей: только на контракте на продажи на территории РФ препарата «Велкейд» производства Janssen-Cilag «Фармстандарт» заработал 2,5 млрд руб.

Органический рост был существенно ниже – 24% в безрецептурном и 52% в рецептурном сегменте, говорится в сообщении компании. Продажи ведущих брендов компании увеличивались теми же темпами, что и рынок, или чуть медленнее: арбидол прибавил 24%, пенталгин – 30%, компливит – 32%, коделак – 23%.

Потребление лекарств в России сдвигается в сторону «старомодных» препаратов, объясняет в пресс-релизе «Фармстандарт». Продажи небрендированных безрецептурных лекарств в первом полугодии выросли на 51% до 896 млн руб., небрендированных рецептурных – на 64% до 174 млн руб.

Переключение потребителей в сторону небрендированных лекарств – общерыночная тенденция, говорит Давид Мелик-Гусейнов из «Фармэксперта»: из-за снижения доходов потребители постепенно переходят на более дешевые и менее разрекламированные препараты. Розничные цены на брендированные и небрендированные дженерики (копии инновационных препаратов, вышедших из-под патентной защиты) различаются в разы: например, по данным сайта medlux.ru, небрендированный эналаприл в аптеках стоит 20–160 руб., его брендированный аналог энап – 240–449 руб., небрендированный дротаверин – 16–70 руб., его аналог но-шпа – 80–170 руб.

Другие опрошенные «Ведомостями» представители компаний говорят, что об активном переходе покупателей на небрендированные дженерики говорить рано: «Пока по своему портфелю мы этого не видим, – сказал представитель «Акрихина». – Но в перспективе считаем такую возможность вероятной». В безрецептурном сегменте действительно чувствуется переключение потребителей на более дешевые лекарства, но необязательно от брендированных лекарств к небрендированным, сомневается топ-менеджер российского офиса европейского фармпроизводителя.

До 2009 г. продажи небрендированных препаратов падали, из года в год их доля уменьшалась на 1–2%, напоминает Мелик-Гусейнов из «Фармэксперта». Доля брендированных дженериков на российском фармрынке в 2008 г. составляла 20%, небрендированных – 5% (остальное – инновационные препараты, в том числе с истекшим патентом, а также «традиционные» лекарства).