Велосипед вывезет

Власти Москвы предложили новый способ борьбы с пробками – горожане должны пересесть на велосипеды. Двухколесный транспорт экономит еще и деньги людей и государства – по 5 руб. на каждом пройденном километре, пишут они

В распоряжении «Ведомостей» оказался подготовленный столичными чиновниками проект госпрограммы Москвы «Развитие транспортной системы» на 2012–2016 гг. Документ разработан на базе транспортной программы всего Московского региона до 2020 г., говорит один из консультантов мэрии.

Обе программы обещают развитие метрополитена, наземного пассажирского, железнодорожного и водного транспорта, улично-дорожной сети, транспортно-пересадочных узлов, гаражей и парковок, создание интеллектуальной транспортной системы и т. д. Но в московской стратегии есть новые разделы: велосипедный транспорт, монорельс и пешеходная доступность городской инфраструктуры.

Документ ориентирован на метро и наземный транспорт: планируется построить 82,5 км линий метрополитена, 53,56 км магистралей, реконструировать 33,12 км дорог. В результате доля пассажирских перевозок должна увеличиться до 80%, а средняя скорость движения – на 29% до 40 км/ч.

Стоимость программы – 2,78 трлн руб. (общей программы региона до 2020 г. – 7,1 трлн): 1,27 трлн – из бюджета Москвы, 148 млрд – из федерального, 746 млрд – внебюджетные источники, еще 614,5 млрд предстоит найти, признают разработчики.

Чиновники надеются привлечь частных инвесторов в основном к строительству парковок: они дадут 561 млрд руб. из требуемых 633 млрд, город выделит земельные участки и подготовит их. Сотрудник мэрии обещает компаниям помощь в получении кредитов.

Авторы программы делают ставку и на велосипед. «Он движется по городу со средней скоростью 17 км/ч и объезжает любые пробки, а средняя скорость автомобиля составляет 25 км и в часы пик не превышает 13 км/ч», – рекламируют они преимущества велосипеда. Автомобилисту километр проезда обходится в среднем в 5 руб., еще столько же – расходы государства, например, на инфраструктуру, подсчитали авторы программы, так что передвижение на велосипеде экономит деньги граждан и города. Они предлагают до 2016 г. оборудовать не менее 150 км велодорожек и велополос, построить 10 000 велопарковочных мест.

Раньше московские власти предпочитали тратить бюджетные деньги, никто не поднимал тему частных инвестиций, говорит партнер Strategy Partners Александр Ованесов. Но их можно привлечь, продолжает он: правительство города должно определить направления частных инвестиций и установить понятные правила. Права инвесторов должны быть законодательно защищены – в 33 регионах есть законы о государственно-частном партнерстве, в Москве нет, замечает Ованесов. А вот для велосипедного движения Москва пока не приспособлена, особенно из-за экологической ситуации, заключает он.