Дирижер Марис Янсонс: Уйти в оперу – бросить ребенка

Марис Янсонс проведет следующий сезон под знаком своего юбилея: ему исполнится 70. Дирижер совершит почти кругосветное турне со своим амстердамским оркестром Концертгебау и другое – со вторым, не менее блистательным Оркестром Баварского радио
Lucerne Festival

Самая приятная подробность: в маршруты гастролей включены обе российские столицы. Маэстро и сейчас, в пересменке между фестивалями и турне, заехал домой, в Петербург, и рассказал «Ведомостям» о планах и надеждах.

– Только что в Люцерне ваши концерты с восьми камер записывали операторы Баварского радио и телевидения. Это обычный опыт для вас?

– Мы стараемся делать съемки концертов оркестра в лучших залах и лучших городах, например в венском Музикферайне, хотя это безумно дорого. В Люцерне приятный зал, и акустика весьма дружелюбная. А нам нужно обеспечить красивую картинку для показа. Если исполнение удачное – Баварское радио выпускает CD или DVD. У нас даже есть свой лейбл – BayernKlassik. Раньше нужно было сотрудничать с крупными звукозаписывающими фирмами типа Deutsche Grammophon. Сегодня индустрия CD и DVD в кризисе. Кое-что пока можно заработать на выпуске оперных DVD – думаю, это продлится недолго. Но финансовые резоны при выпуске CD отпали начисто. И сразу стало как-то легче. Если раньше нужно было договариваться с фирмой о репертуаре, согласовывать его, солистов, уговаривать, то теперь я сам решаю. Каждый год мы с оркестром Баварского радио выпускаем CD с нашими лучшими концертами. Это не считая архивных записей – ведь с послевоенного времени на радио хранятся записи с выступлениями великих музыкантов. Если даже просто продолжать издавать архивы Баварского радио – уже на это можно долго и счастливо жить.

– Вы руководите и амстердамским оркестром Концертгебау. Но, по моим ощущениям, все-таки сердцем больше прикипели к баварскому оркестру.

– Это не так, уверяю вас. У баварцев просто другой темперамент, они более теплые, открытые. Голландцы же вообще никогда ничего не показывают, эмоции у них под спудом. С каждым из музыкантов поговорить – так милейший человек. Но когда они собираются вместе, они как монументальная мраморная стена. Но это вовсе не значит, что голландцы относятся ко мне хуже, чем баварцы. Иначе оркестр не играл бы так великолепно. Просто голландцы терпеть не могут никакую показуху. Они очень глубокие люди.

– Вы человек, который постоянно обновляет репертуар. Хотя, я помню, вы не раз говорили, что для вас музыка заканчивается на Прокофьеве и Шостаковиче. Однако Вареза вы уже играли.

– Мне многое хочется сыграть. Но, признаюсь вам, больше всего мне бы хотелось дирижировать оперой. Каждый день! Я горю этим желанием и жду не дождусь момента, когда наконец смогу поработать в оперном театре.

– Что же вам мешает?

– Чтобы заняться оперой, я должен кардинально изменить свою жизнь. Отказаться от руководства своими двумя оркестрами, отказаться от гастрольных поездок. Но я связан контрактами и не имею права отказаться.

– Великий дирижер, достигший не только вершин славы, но и высшей строчки в дирижерской табели о рангах, всю жизнь мечтает дирижировать операми – и не может осуществить свою мечту?

– Именно так. Более того, мне даже не важно, в какой театр меня позовут, я бы дирижировал даже спектаклем студенческого театра. Но раз уж пошел такой откровенный разговор, скажу: я бы с удовольствием возглавил какой-нибудь молодежный оперный театр. Или даже создал бы такой театр. У нас в России есть множество талантливых певцов, многие из них поют на западных сценах. Хуже с музыкантами: лучшие уезжают на Запад. Однако для того, чтобы создать театр, нужно забросить оба моих оркестра. Или хотя бы один. Но и это сложно, потому что я не могу выбрать, какой именно. Два моих оркестра как два ребенка, я всегда это говорю. Как я могу бросить их? Да, хочется и операми подирижировать, и новую музыку поиграть. Но человек физически не может успеть все. Еще несколько лет назад я думал: и это надо сделать, и тут нужно успеть, и там выступить. А потом пришло понимание: ну кто сказал, что тебе нужно успеть все? Все равно ты не сможешь покорить весь мир. Надо уметь философски подходить к своей деятельности на земле. Делай, что можешь, – и делай это как можно лучше. Если же ты начнешь форсировать темп, подстегивать себя, ставить невыполнимые задачи, – то случится вот что. Первое – ты все равно не успеешь сделать все, что задумал, – за это я ручаюсь. Второе – спешка неизбежно обернется ухудшением качества. И в-третьих, пострадает здоровье. Я стараюсь помнить об этом, когда выстраиваю свой график и свою картину жизни.