Подкупать нельзя, а обещать можно

А.Махонин/ Ведомости

В Следственном комитете России (СКР) выступают против того, чтобы выделять обещание взятки в качестве самостоятельного состава преступления, как этого требует Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц. Ее Россия подписала в феврале 2012 г., когда начала процесс присоединения к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Международные антикоррупционные стандарты не должны подрывать целостность национальной правовой системы, заявил заместитель председателя СКР Александр Федоров, выступая в четверг на международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции.

Месяц назад эксперты ОЭСР в своем докладе констатировали, что России пока не удалось полностью привести свою антикоррупционную политику в строгое соответствие с требованиями международных стандартов. В частности, организация рекомендует России недвусмысленно признать преступлением даже предложение и обещание дать взятку, факт получения чиновником выгоды в нематериальной форме, а также ситуации, в которых взятку получает посредник (третье лицо).

Однако реализация некоторых рекомендаций, в частности криминализация обещания взятки, приведет к разрушению системности российского законодательства, предупреждает Федоров. В российском законодательстве такие действия традиционно рассматриваются как стадия совершения преступления, напомнил он.

Той же точки зрения придерживается пленум Верховного суда, который летом этого года обобщил практику по делам о взяточничестве. Он предлагает рассматривать обещание передать или принять незаконное вознаграждение как приготовление к совершению преступления.

Вопрос о криминализации обещания взятки спорный, ранее признавал референт государственно-правового управления президента Валентин Михайлов. По его мнению, проблема носит не только юридический, но и лингвистический характер: в России под обещанием подразумевается одностороннее действие, в международной практике - достигнутая договоренность. «Нереализуемым» в российских условиях назвал Михайлов и предложение считать взяткой нематериальную выгоду. Взятка должна подлежать оценке, объяснил он, в противном случае создается простор для злоупотреблений.

Как показывает практика, защитники «национальных ценностей» через определенное время сдаются перед очевидной необходимостью, отмечает директор Transparency International - R Елена Панфилова: в свое время доказывали, что невозможно ввести ответственность юрлиц за коррупцию, и декларирование имущества тоже объявлялось недостижимым в российских условиях. По мнению Панфиловой, принципиального противоречия между институтом приготовления к преступлению и необходимостью криминализировать обещание взятки нет, ничто не мешает связать их, скорее это вопрос качества российской отчетности о выполнении требований международных договоренностей.