От редакции: Медведевский призыв

Российские власти пытаются решить сложнейшую задачу: пополнить управленческую элиту страны, в которой нет политической конкуренции. Если бы конкуренция была, то хотя бы часть решений по отбору руководителей ложилась на плечи избирателей. Периодические выборы обеспечивали бы и регулярную ротацию команд. В нашей нынешней ситуации людей отбирают таинственные «кадровики», о которых ничего не известно. Кадровый резерв президента формируется путем рейтингового отбора кандидатов, предложенных безвестными (имена скрыты, чтобы избежать лоббистского давления) 172 экспертами «из представителей федеральных и региональных органов власти, руководителей бизнеса, общественных организаций и духовенства» (см. подробнее статью на этой же странице).

В списке есть действительно преуспевающие и уважаемые в своих областях люди. И самой инициативе можно только порадоваться. Другое дело, что способ формирования руководящего состава остается «номенклатурным». А это значит, что профессиональные качества и достижения являются не единственными критериями отбора.

Когда в июле прошлого года Дмитрий Медведев говорил о начале проекта, он обещал лично оценивать кандидатов в «президентскую квоту». Безусловно, формализованные критерии есть, но в силу их непубличности оценить выбор со стороны сложно. Скажем, вызывает сомнения включение в список чиновников министерств или администрации президента (ведь они и так в резерве?). Возможно, их надо подучить (учеба резервистов – часть проекта), но что тогда с остальными? Они бесперспективны? И как будет пополняться резерв? Впрочем, Дмитрий Медведев обещал ротацию резерва.

Публикация списков влечет другие эффекты. Члены резерва получают дополнительный вес и страховку на будущее: в условиях вертикали власти и прогрессирующего огосударствления экономики попадание в список – не только государственный знак качества, но и гарантия того, что у властей к резервисту нет претензий. Это значит, что его можно спокойно брать на работу, будь ты государственная компания или частная, собирающаяся работать в России.

Новая сеть «кандидатов в элиту», да еще и с публичным списком, есть безусловный шаг вперед по отношению к прежней полностью келейной политике отбора руководителей. Но попадание в кадровый резерв наверняка накладывает на человека некоторые политические обязательства.

Здесь существует замкнутый круг. Реализовать свои управленческие таланты в сегодняшней России можно только в государственных, связанных с государством или «одобренных» государством компаниях и организациях. Практически невозможно себе представить аналогичный список менеджеров, составленный оппозицией. Сто человек такого же уровня вряд ли наберется. Это объяснимо. Людей, для которых политическая борьба существеннее профессиональной реализации, слишком мало. Реализация большинству активных и амбициозных людей все-таки важнее, поэтому они и не идут на конфликт с властями.

Может быть, это и хорошо? Ограничивая политическую конкуренцию, власти сужают предложение труда для оппозиции; в результате они получают всех менеджеров. Может, это приведет к повышению качества государственного управления? Но такая система не предполагает открытой конкуренции за ведущие управленческие посты. Необходимость сохранения власти за правящей элитой требует ограничивать влияние компетентных менеджеров, используя их только как технократов. Более жестким, но типологически похожим был подход молодой большевистской власти к кадровой политике: своих специалистов не было – нанимали «буржуазных спецов», которые должны были работать под идеологическим контролем властей.

Нынешняя российская власть, не сумев построить новую систему подготовки кадров, применяет элементы старой, советской. В списке, повторим, немало блестящих специалистов и менеджеров, но это не значит, что лучшие управленцы будут допущены к принятию важных решений.