Партия-бампер

Партия власти и премьер как ее лидер в кризисное время абсорбируют недовольство электората

Снижение рейтинга «Единой России» и Дмитрия Медведева накануне выборов (см. статью «Пора звать Путина») – не неожиданность. Политологи объясняют это началом предвыборной кампании, в рамках которой усилилась критика партии, или эффектом громких заявлений Дмитрия Медведева как ее лидера. Поддержка президента при этом остается стабильной (82%).

«Единая Россия» создавалась как партия власти, и Владимир Путин щедро делился с ней своим электоральным ресурсом. Однако летом прошлого года при избрании предвыборной стратегии в условиях кризиса было решено не злоупотреблять образом президента во время кампании, чтобы не повредить его рейтингу. Из проводника политики президента партия теперь превращается в подушку безопасности, принимая на себя негатив избирателя.

Социологи давно говорят о том, что поддержка Путина как символического олицетворения власти мало зависит от конкретных удач или неудач исполнителей. «Образ первого лица во многом строится независимо от тех или иных ветвей действительной власти, от мотивов и поведения их конкретных представителей», – писали в 2008 г. в исследовании о постсоветском человеке Борис Дубин, Лев Гудков и Наталья Зоркая.

В ситуации ухудшающейся социально-экономической конъюнктуры за позитивный образ власти все больше отвечает народный фронт, перехватывающий у оппозиции повестку критики коррупции и злоупотреблений чиновников и постоянно подчеркивающий роль Путина как лидера нации.

Это, впрочем, не значит, что «Единой России» пора начинать беспокоиться, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Пока можно констатировать, что за спадом «крымской эмоции» последовала апатия, нежелание участвовать в политике и неверие в возможность что-то изменить. Потенциала для новой «романтизации» политики, которая могла бы обернуться поддержкой несистемных партий и изменить расклад сил, пока не заметно. Снижение рейтинга партии власти ожидаемо, и именно в силу ожидаемости этого процесса и стабильности вероятного расклада сил в новой Думе (несистемные партии не набирают 5%) сами по себе цифры не важны. Важнее интерпретационная игра, которая последует за выборами.