Прокуроры осторожничают

К решению каждого из национальных судов будут претензии, поэтому и нужен международный суд
[Система ПВО Бук] не единственная правдоподобная, но самая достоверная версия нашего расследования [гибели Boeing]
Фред ВестербекеГолландский прокурор

Совершено массовое убийство – жизни лишились 298 человек, вся вина которых состояла в том, что они решили переместиться по воздуху из Амстердама в Куала-Лумпур и часть их маршрута пролегала над территорией, где велись военные действия.

Год прошел с тех пор; все это время всемирная паутина наполняется соболезнованиями, показаниями, фактами и фальшивками. Большую часть этого года голландская прокуратура при содействии экспертов из разных стран занимается расследованием; несколько раз данные расследования – неведомо, подлинные или придуманные, – становились достоянием гласности.

Официальные заявления следователей крайне осторожны и не позволяют сделать однозначных выводов – не исключение и приведенные выше слова Фреда Вестербеке; однако по сравнению с самым первым заявлением, в котором говорилось только о том, что самолет и люди в нем погибли, пораженные высокоэнергетическими частицами, конкретики сильно прибавилось. Наверное, в окончательном документе расследователей конкретики будет гораздо больше, но вряд ли (так мне кажется) расследователи прямо назовут убийцу, скорее они предложат косвенные доказательства, на убийцу указывающие.

Если бы речь шла о бытовом убийстве, тоже неясном, только с косвенными уликами, тяжесть решения легла бы на обычный уголовный суд. Но в деле о сбитом Boeing трудно себе представить суд, который мог бы рассмотреть доказательства, собранные голландскими прокурорами и интерпретированные международными экспертами, и не получить упреков в предвзятости. По месту происшествия дело должен был бы слушать украинский суд; по страновой принадлежности погибших – голландский, малазийский, австралийский... Но понятно, что к решению каждого из национальных судов будут претензии, потому что нельзя будет очистить это решение от национальных интересов.

Поэтому и нужен международный суд, против которого Россия почему-то высказывается. Хотя, казалось бы, при чем здесь Россия-то? Среди погибших российских граждан, кажется, нет, самолет малазийский, территория, где он рассеялся, украинская или по крайней мере признается таковой в том числе и Россией. В чем же причина такого непосредственного интереса Следственного комитета России, Первого канала, концерна «Алмаз-Антей», Министерства иностранных дел, наконец? Что Россия «Буки» производит? Так она и «калашниковы» делает, из которых тысячи людей в мире убивают.

Да, есть версия, что «Бук» российский и (или) экипаж его российский. Но официально она не выдвинута, и даже версия о «Буке» не единственная, хотя и самая достоверная, говорит прокурор Вестербеке; он уже побывал в России и забрал материалы, чтобы приобщить к делу, т. е. российская позиция будет учтена.

Царствие им Небесное, невинно убиенным.