Россия и Северная Африка: финансовые аспекты сотрудничества

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации постоянно исследует вопросы, связанные с развитием торговых, финансовых и инвестиционных отношений России с зарубежными партнерами.

В условиях действующих антироссийских санкций страны Северной Африки могут стать альтернативным рынком сбыта российских товаров и каналом для организации платежей в третьи страны и, тем самым, переформатировать товарные и финансовые потоки в глобальном масштабе. Вместе с тем следует учитывать остающееся опасение риска вторичных санкций, что зачастую является сдерживающим фактором для российских контрагентов. Помимо санкций препятствием для развития финансовых отношений России со странами Северной Африки является отсутствие финансовой инфраструктуры, платежи осуществляются между ограниченным числом российских и североафриканских банков с использованием традиционной системы корреспондентских счетов. Существенный поток платежей осуществлялся в долларах США с использованием СВИФТ, что в настоящее время стало невозможным.

Еще одним не менее важным препятствием является неконвертируемость национальных валют и узость валютных рынков ряда стран Северной Африки. Соответственно, расчеты в национальных валютах невыгодны банкам и несут в себе высокие риски, поскольку курсообразование непрозрачно. Кроме того, как было установлено, к барьерам развития финансового сотрудничества России и стран Северной Африки относятся: зависимость африканских стран от западных частных и институциональных инвесторов, низкий объем взаимных прямых иностранных инвестиций между Россией и странами-партнерами, ограниченная номенклатура взаимной торговли России с государствами рассматриваемого региона. Стоит заметить, что около 60% рынка инновационных финансовых технологий стран Северной Африки контролируется компаниями из ЕС.

В структуре товарного экспорта, несмотря на положительную динамику роста, сохраняется сырьевая направленность (около 80% российского экспорта в страны Северной Африки — это нефть и зерно), при этом объемы взаимных производительных прямых инвестиций между Россией и странами рассматриваемого региона (за исключением Египта) существенно уступают китайским и европейским ПИИ.

В ходе проведенного исследования к.э.н., ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Мамедов Т.Н. систематизировал основные направления интенсификации финансового взаимодействия России со странами Северной Африки для преодоления имеющихся барьеров и «узких мест». 

Во-первых, это внедрение цифровых финансовых платформенных сервисов. Для формирования развитой финансовой инфраструктуры между Россией и странами Северной Африки представляется важным создание многосторонней расчетно-платежной инфраструктуры, позволяющей, в том числе, использовать для расчетов цифровые валюты.

Гибкая расчетная инфраструктура, позволяющая быстро присоединять новых участников и интегрироваться с другими платформами для расчетов, в значительной мере обеспечит продвижение и других финансовых услуг между Россией и Северной Африкой. Так, с ней могут быть интегрированы такие платежные системы как PAPSS и BUNA.

Панафриканская платежно-расчетная система (PAPSS) — это централизованная инфраструктура финансового рынка, которая в режиме реального времени обеспечивает эффективный и безопасный поток денег на территории всей Африки, способствуя финансовой интеграции в регионе. Платежная система публично запущена в 2022 году Африканским союзом и Африканским экспортно-импортным банком. В настоящее время PAPSS успешно осуществляет свою деятельность и уже объединяет 15 центральных банков африканских государств, среди которых центральные банки Египта и Туниса и 51 коммерческих банков из стран региона.

Трансграничная платежная система Buna, поддерживаемой центральными банками арабских стран, позволяет финансовым учреждениям и центральным банкам в арабском регионе и за его пределами отправлять и получать платежи в национальных валютах, а также в основных международных валютах в безопасной, экономичной, контролируемой и прозрачной среде. Buna расширяет возможности для экономической и финансовой интеграции в как в арабском, так и в африканском регионе и укрепляет инвестиционные связи с мировыми торговыми партнерами. Партнерство с BUNA может стать каналом для организации переводов в третьи страны.

Во-вторых, перспективным направлениям совершенствования платежно-расчетных механизмов, учитывая присоедините Египта к БРИКС+, может стать развитие платформы BRICS Bridge. Следует подчеркнуть, что BRICS Bridge пока еще находится на стадии разработки концепции, что позволяет заинтересованным странам начать диалог с её разработчиками на ранней стадии и предусмотреть формирование механизмов, которые позволили бы также осуществлять расчеты и для североафриканского региона. По нашему мнению, государства Северной Африки могут выступать платформой для реализации стратегии развития независимой финансовой инфраструктуры.

Добавим, что присоединение стран Северной Африки (Алжира, Марокко, Туниса, Ливии) к БРИКС+ откроет возможности для дальнейшего расширения торговых и инвестиционных связей с Россией, в том числе с привлечением стран-членов ЕЭАС.

Можно констатировать, что реализация проектов в платежной сфере с использованием трансграничной ЦВЦБ позволит обеспечить защиту финансовой стабильности для каждой участвующей юрисдикции, руководствуясь принципами «не навреди», соблюдения платежных требований и совместимости.

В-третьих, это создание аналитического центра Think Tank на базе ведущих российских университетов и научно-исследовательских институтов. Основной задачей Think Tank с участием России и стран Северной Африки может стать разработка и внедрение новых технологий децентрализованных финансов с использованием цифровых финансовых активов (ЦФА). Реализация проекта позволит ускорить формирование альтернативной Западу финансовой архитектуры международных расчетов. 

Более подробная информация содержится в прикладной НИР «Финансовые механизмы развития экономического сотрудничества России со странами Северной Африки», выполняемой в рамках государственного задания 2025 г. Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Другие пресс-релизы