Английский язык как нематериальный актив бизнесмена

В современных условиях все больше внимания уделяется созданию бизнес-моделям в цифровой экономике. И бизнес-практики, и исследования зарубежных ученых (например, Ронана де Кервеноаэль и др., 2018) отмечают, что практически любая бизнес-модель включает в себя отношения с клиентами и ключевыми партнерами. Цифровые технологии как никогда ранее идут в ногу с деловым миром. Они дают предпринимателям возможность для выхода на новые рынки сбыта, помогают привлечь инвестиций из-за рубежа. Быстроменяющаяся геополитическая ситуация предполагает, что условия сделки – не только обладание продуктами или услугами, востребованными здесь и сейчас. Владение языком, который понятен всем сторонам международной сделки, было и остается востребованным навыком в бизнес среде.

Таким средством общения на международной арене по-прежнему остается английский язык. Проведя два года назад опрос среди более тысячи россиян эксперты банка «Открытие» пришли к выводу, что английский считается самым востребованным иностранным языком (60% респондентов уверены в этом). На английском создается не только программное обеспечение, сообщается о всех открытиях в науке, но и ведутся переговоры, подписываются контракты. До 90% всех сделок между корпорациями разных стран проводятся на английском. Если говорить о серьезных, крупных сделках, то без живого общения на английском языке не обойтись. Именно межличностное, а не с помощью цифровых переводчиков, общение на иностранном языке во время переговоров демонстрирует заинтересованность и поддерживает репутацию компании.  

Обладая навыками коммуникации на английском языке, российские предприниматели имеют больше возможностей вести инвестиционную деятельность. Об этом свидетельствуют данные по объему инвестиций Российской Федерации, опубликованные на сайте Банка России. Так, на 1 января  2025 года прямые инвестиции нашей страны составили более 272 миллиардов долларов, а портфельные инвестиции в акции зарубежных компаний – около 49 миллиардов долларов. В случае сделок со странами ближнего зарубежья использование английского языка будет необязательным, а вот подписание контрактов с большинством стран Европы и Америки совершается только на английском. Из последних крупных сделок можно отметить приобретение бразильских месторождений цветных металлов компанией АCG Acquisition Артема Волынца при участии консорциума иностранных инвесторов за 1 миллиард долларов.

Согласно отчету Конференции ООН по торговле и развитию за 2024, глобальные прямые инвестиции снизились на 2%. С одной стороны, может показаться, что у российских компаний очень мало шансов выйти на мировой рынок с целью привлечения капитала, с другой стороны – это возможность воспользоваться разницей между спросом и предложением и заявить о себе здесь и сейчас. «Стакан инвестиций всегда будет для кого-то наполовину пуст, а для кого-то недостаточно полон. Поэтому выход на англоговорящие рынки может быть перспективным видом деятельности по заключению выгодных сделок уже сегодня. Особенно в условиях быстроменяющейся геополитической обстановки, когда предпринимаются конкретные шаги по урегулированию конфликтных ситуаций», – считает доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Е.П. Звягинцева.  

Помимо возможности российскому бизнесу заявить миру о себе, английский помогает строить очень продуктивный нетворкинг. Разговор на общем, понятном всем языке дает шанс завести полезные связи через неформальный диалог на торговых выставках-ярмарках, конференциях, бизнес-форумах.

Человеческое общение пока еще остается прерогативой, не тронутой искусственным интеллектом в полной мере. Нужно пользоваться этой возможностью здесь и сейчас. Знания английского помогают не только получать выгоду в денежном эквиваленте, но и возможность общаться с людьми из других стран. Нам есть чему поучиться друг у друга. 

Другие пресс-релизы