Основной акцент в демографической политике России делается на повышение рождаемости. Эта выраженная пронаталистская ориентация отличает федеральную политику России в глобальном контексте. Яркий пример альтернативной модели – политика КНР (1979–2015 гг.), реализовавшая целенаправленную стратегию сдерживания роста населения под лозунгом «Одна семья — один ребёнок». Эта мера была реакцией на угрозы гиперпопуляции и масштабной продовольственной нестабильности. Хотя непосредственные демографические задачи были достигнуты, долгосрочные последствия проявились в структурных диспропорциях: ускоренном старении населения и снижении внутреннего потребительского спроса. Современный этап характеризуется корректировкой курса КНР в сторону модели «Одна семья — три ребёнка».
Стратегические ориентиры российской демографической политики тесно интегрированы в Национальные цели развития РФ, образуя системно связанный комплекс. Помимо стимулирования деторождения, приоритеты включают:
обеспечение здоровья и благополучия граждан;
формирование комфортной и безопасной среды обитания;
сокращение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
поддержание экономической устойчивости и экологического благополучия.
Реализация этих задач обеспечивается разветвленной системой институциональных механизмов.
Так, финансово-экономические инструменты поддержки семей прежде всего реализуется в рамках Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ, установивший в Российской Федерации выплату материнского капитала.
Размер федерального материнского капитала с 01.02.2025 проиндексирован на 9,5%. При этом установлены следующие выплаты:
690 266,95 руб. – на первого ребенка (рожден/усыновлен с 2020 г.).
690 266,95 руб. – на второго/последующего ребенка (рожден/усыновлен в 2007-2019 гг., если право не возникало/не оформлялось ранее).
912 162,09 руб. – на второго/последующего ребенка (рожден/усыновлен с 2020 г., если право не возникало ранее).
Доплата 221 895,10 руб. за второго ребенка при условии получения выплаты за первого.
Право на маткапитал возникает единожды после рождения/усыновления первого ребенка (или второго, если первый родился до 01.01.2020).
Основные направления использования материнского капитала с 2025 г.: улучшение жилищных условий, образование детей, накопительная пенсия матери, социальная адаптация детей-инвалидов, ежемесячные выплаты (малоимущим семьям). Данная программа продлена до 31.12.2030.
Помимо федерального материнского капитала, в ряде субъектов Российской Федерации действуют программы регионального материнского капитала. В Российской Федерации существует ряд других мер финансовой поддержки. Например, речь может идти о едином пособии на детей и беременным женщинам для семей, чей подушевой доход меньше уровня прожиточного минимума. Такое пособие выплачивается беременным женщинам и родителям, чьи дети младше 17 лет. Размер пособия составляет от 50 до 100 % от прожиточного минимума в регионе (норма устанавливается индивидуально от региона к региону).
Помимо вышеперечисленного, система государственных финансовых мер поддержки с 2025 года предусматривает стандартные вычеты на детей:
на второго ребенка предусмотрено увеличение выплат с 1400 до 2800 руб.
на третьего и последующих- предусмотрено увеличение выплат с 3000 до 6000 руб.
Данные Росстата показывают, что 23,6% детей проживали в домохозяйствах с доходами ниже ПМ, а в многодетных семьях показатель достигал 48,3%. Национальный проект «Семья» предусматривает также автоматизацию предоставления вычетов.
В области государственной жилищной поддержки предусматриваются следующие меры:
реализация программы «Семейная ипотека» (пролонгирована Постановлением №2485 от 28.12.2022): для многодетных семей (ставка до 6%, срок до 30 лет, взнос от 20%).
установление лимитов- базовые (12 млн руб. – Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область; 6 млн руб. – прочие регионы) и повышенные (30 млн и 15 млн руб. соответственно). Льготная ставка действует в рамках базового лимита.
В госпрограмме могут участвовать семьи с ребёнком до 6 лет, с детьми с инвалидностью до 18 лет или двумя детьми 7-18 лет в малых городах и регионах с низкими объёмами строительства.
Многодетные семьи могут получить от государства единовременную выплату в размере 450 тыс. рублей на погашение ипотеки. Важно, чтобы третий и последующий ребёнок родились с 1 января 2019 года по 31 декабря 2030 года включительно. Субсидию можно получить при приобретении жилья до 1 июля 2031 года.
Еще одним важнейшим приоритетом демографической политики в Российской Федерации является наличие высокоэффективного медико-демографического блока, сфокусированного на развитии здравоохранения, доступности высокотехнологичной медицинской помощи и лекарств. Ключевые задачи Нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь» - борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями и онкологией, модернизация инфраструктуры, подготовка кадров- направлены на реализацию важнейших целей: снижение общей и младенческой смертности, рост ожидаемой продолжительности жизни, улучшение демографических показателей.
Государственная политика в области образования, строительства детских садов, школ и университетов, также является неотъемлемой частью проводимой демографической политики. Проводимые исследования Финуниверситетом при Правительстве РФ подтверждают влияние доступности и качества дошкольного образования на суммарный коэффициент рождаемости (СКР). В своих комплексных исследованиях демографических проблем и факторов рождаемости Финуниверситет при Правительстве РФ подтверждает, что доступность дошкольного образования является значимым социально-экономическим фактором, положительно влияющим на суммарный коэффициент рождаемости. Основной механизм этого влияния видится в снижении барьеров (финансовых, временных, карьерных) для родителей, особенно при принятии решения о рождении второго и последующих детей. Такие выводы приведены в докладе «Демографические вызовы России» (2020) — наиболее весомое подтверждение этой позиции со стороны Финуниверситета при Правительстве РФ.
Информационная поддержка населения также являются важными аспектами демографической политики. Государство осуществляет просветительскую деятельность, проводит кампании, направленные на популяризацию здорового образа жизни, планирование семьи и другие факторы, влияющие на демографические показатели.
Помимо федеральных мер поддержки, у 85 субъектов Российской Федерации (всех, за исключением новых территорий), существуют собственные региональные программы по повышению рождаемости, структурированных по направлениям:
Снижение числа абортов;
Укрепление репродуктивного здоровья;
Поддержка семей с детьми;
Помощь молодым студенческим семьям;
Содействие работающим родителям.
Каждое направление содержит конкретные мероприятия и целевые индикаторы на плановый период.
Таким образом, пронаталистская демографическая политика РФ представляет собой сложную многоуровневую систему взаимодополняющих мер, играющих критическую роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития. Ее результативность определяется комплексным характером, интегрирующим экономические стимулы, социальные гарантии и формирование благоприятных институциональных условий для семей. Постоянный мониторинг демографических трендов и их детерминант позволяет проводить верификацию и адаптацию применяемых стратегий и инструментов.
Валерий Комов, доцент кафедры Государственного и муниципального управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации