Российские особые экономические зоны (ОЭЗ) адаптируются к новым условиям из-за санкций и изменения приоритетов внешнеэкономического сотрудничества. Реальность такова, что без оптимального сочетания благоприятного предпринимательского климата и удачного местоположения сложно выиграть в гонке за инвестициями. А мировая экономическая турбулентность и геополитическая напряженность заставляет инвесторов перестраивать экономические потоки в регионы дружественных стран, обеспечивая стабильность наряду с экономической выгодой.
Российские ОЭЗ в текущей ситуации также подвергаются особой трансформации, эволюционируя из исключительно экономических зон в геополитические центры. Данный процесс обусловлен следующими факторами: поиском путей минимизации санкционного давления, обеспечением технологической независимости, диверсификацией торговых маршрутов с ориентацией на восточных и южных партнеров, привлечением инвестиций, обеспечивающих возможность создания импортозамещающих продуктов.
В 2024 году с учетом этих факторов произошли изменения в структуре инвестиций в российские ОЭЗ. Основная доля принадлежит китайским компаниям - 48%. Вторым по значимости инвестором являются прочие страны-члены БРИКС -27%. На Ближний Восток и государства ЕАЭС приходится около четверти всех финансовых вложений.
Для привлечения иностранных партнеров активно тестируются новые бизнес-модели и технологические решения. Компенсация 30% затрат инвесторам из дружественных стран, гарантия 10-летних налоговых каникул для стратегических проектов, создание криптозон и технологических площадок (ОЭЗ «Иннополис», «Алабуга», «Калининград»), внедрение системы «ОЭЗ 2.0» с цифровыми административными режимами наряду с существенными инфраструктурными вложениями и стабильными инвестиционными льготами обеспечивают приток «дружественных» инвестиций, что создает альтернативные цепочки поставок в обход санкционных ограничений и снижает зависимость от западных технологий.
Криптозоны в рамках пилотных проектов ОЭЗ организуют работу с цифровыми активами (CBDC, криптовалюты, блокчейн), предоставляют льготные условия для fintech-компаний, а также тестируют международные расчеты без SWIFT. Применение цифровых платежей позволяет осуществлять расчеты с дружественными странами в обход доллара и санкционных ограничений. «ОЭЗ 2.0» позиционируются как переход от бумажных процессов к цифровым экосистемам. Для бизнеса — это супербыстрые админ-сервисы. Государство получает оперативный контроль и уменьшает зависимость от доллара. Азиатские и ближневосточные инвесторы могут спокойно работать в «зелёной» зоне.
Фискальные стимулы также приобретают новые формы с учетом геополитической реальности. Вводится привлекательная система налоговых льгот для дружественных инвесторов. Китайские, индийские и расположенные в ОАЭ компании получают налоговые каникулы по налогу на прибыль до 10 лет. При закупке оборудования у стран БРИКС они также освобождаются от НДС. Для проектов с азиатскими партнёрами по добыче полезных ископаемых установлена пониженная ставка НДПИ - 1%. Например, китайская компания в особой экономической зоне «Алабуга» может не платить налог на прибыль при ввозе 70% комплектующих из ЕАЭС или БРИКС. Применение специальных инвестиционных контрактов (СПИК 2.0) гарантирует стабильность налоговых условий на 15 лет. Также есть возможность уплаты налогов в цифровых валютах, включая цифровой рубль и CBDC.
Таким образом, российские ОЭЗ трансформируются и адаптируются к новым экономическим реалиям. В рамках этих зон применяются передовые технологии и предоставляются различные стимулы для инвесторов с целью минимизации рисков, связанных с санкционными ограничениями.
Институт исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики Финансового университета при Правительстве РФ разрабатывает современные научные подходы и практические рекомендации по повышению эффективности стимулирования развития геостратегических территорий Российской Федерации. Заместитель директора Института профессор Киреева Е.Ф. подчеркнула, что, учитывая особенности текущего экономического и геополитического окружения, государственные власти могут эффективнее реагировать на текущие вызовы и угрозы за счет применения современных инструментов и стимулов с целью повышения конкурентоспособности стратегически важных регионов.
Киреева Е.Ф.,
д.э.н., профессор, заместитель директора Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации