Когда трава была зеленее, проводником в удивительный мир английского языка была Бонк и сотоварищи. Тогда языки учили путем жесткой зубрежки слов и текстов; делали бесконечные грамматические упражнения – раскрывали и закрывали скобки; склоняли глаголы вдоль и поперек; переписывали и учили таблицы с временами; читали и переводили «мертвые» тексты; писали абстрактные письма Тому в Лондон. И боялись ошибиться. Конечно, нужно же фразу построить идеально-грамотно. А как это сделать, если нет навыка говорения? Учащиеся, конечно, готовили диалоги и пытались их воспроизводить у доски. Аудирование тоже присутствовало: четкий дикторский голос медленно и уныло рассказывал о повседневных вещах. Но в то же время не было понимания, как и где это можно применить. Тогдашней мечтой было встретить живого англоязычного аборигена и не отпускать до тех пор, пока все выученное и вызубренное не выльется на него ливнем надежд в свой успех. Каково же было разочарование, когда случай предоставлял пообщаться с носителем языка. Активные попытки «разговорить» иностранца вызывали у него лишь недоумение и сочувственную улыбку. Так было, разумеется, не у всех, но у многих.
Сегодня ситуация кардинально изменилась. Доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финуниверситета Галина Дубинина отмечает, что теперь внимание обучению грамматике ушло на дальний план, хотя никто не отрицает ее важности. Главной целью стало стремление развивать навыки общения на английском языке с разными людьми в реальных жизненных и профессиональных ситуациях. Грамматика нанизывается на практику, а не подается в виде отдельного блюда.
Галина Дубинина отмечает, что обучение английскому языку происходит с погружением в языковую среду и стало иммерсивным. В помощь учебникам – фильмы, подкасты, онлайн-платформы, 3D реальность. Учащиеся погружаются в живую речь и слышат, как говорят их сверстники из Лондона, Сиэтла, Нью-Йорка, Мельбурна. Теперь аудирование – это не диалог роботов, а, например, интервью Тома Йорка или Джо Кири. Говоря об игровых методах, можно отметить квесты, которые сейчас очень популярны у разных возрастных групп. Это может быть и детективное расследование, и поиск пропавших предметов, и решение хитрых головоломок. Большое значение сейчас уделяется и проектам. Это расширяет кругозор, позволяет окунуться в проблематику темы, использовать критическое мышление, быть гибким и уметь адаптироваться. Можно, например, составить резюме, написать сопроводительное письмо, пройти интервью и получить работу мечты. Или, рассчитав прибыль, открыть ресторан. Теперь изучающий английский язык точно запомнит лексику и не отложит ее в пассивный словарь, потому что является активным участником процесса, а не безмолвным слушателем.
В целом, интерес к изучению английского языка в России вырос. Благодаря исследованиям онлайн-школы Skyeng и исследовательскому сервису «Билайн Аналитика», удалось выяснить, что внимание к английскому языку возросло в 2024 году на 6%. Набольшую заинтересованность проявила детская аудитория, за год любопытство к языковым курсам и платформам для изучения английского языка выросло на 70%. Трафик в приложениях по изучению языков вырос на 11%. По мнению менеджера онлайн-школы Skyeng Антона Макарова, возросший интерес к изучению языков связан с наличием свободного времени, которое люди готовы тратить на обучение. Также он считает, что помимо востребованности профессионального английского языка, увеличивается спрос и на разговорный английский. Люди чаще выбирают этот язык для себя.
Галина Дубинина резюмирует, что английский язык является и будет оставаться глобальным языком международного общения. В будущем изучение английского языка станет тесно связано с ИИ. Нейросеть, как личный секретарь, сможет подбирать для вас занятие по уровню и вашим увлечениям. Возможно, академического английского будет недостаточно для решения поставленных задач и английский язык переплетется с языком программирования. В общем, точно скучать не придется.
Дубинина Г.А.,
доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации