Интерактивные методы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе: деловые игры, тренинги в преподавании

Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их социальная адаптация – один из актуальных вопросов российского образования. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц данной категории.

Напомним, что Конвенция о правах инвалидов была одобрена Генассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года после того, как ее ратифицировали 50 государств. По данным ООН, к июню 2024 года Конвенцию ратифицировало 191 государство.

Данный документ закрепил право инвалидов на инклюзивное образование, а также социальный подход к пониманию инвалидности, в соответствии с которым причина инвалидности видится не в заболевании, как таковом, а в существующих в обществе физических и организационных барьерах, стереотипах и предрассудках.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов») и создала соответствующую нормативную правовую базу. Напомним также, что  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение инклюзивного образования, под которым понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2).

Можно сказать, что за относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения детей с ОВЗ к социальной модели.

В то же время в российском обществе сохранился целый ряд проблем, связанных с включением инвалида в обучающий процесс, а именно:

- наличие стереотипов и предрассудков по отношению к инвалидности;

- недостаток информации у обучающихся об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;

- недостаток специализированного оборудования и средств, облегчающих образовательный процесс для лиц с ОВЗ;

- недостаточная подготовка педагогических кадров;

- барьеры социальных отношений, трудности в социальной адаптации и интеграции в коллектив сверстников и др.

Актуальные статистические данные подтверждают остроту проблемы. По информации Минобрнауки РФ, в 2024 году в российских вузах обучались 39 441 студент с инвалидностью и ОВЗ, из них 11 693 человека поступили в текущем году, а выпускниками стали лишь 5 857 человек. Таким образом, фактически только половина студентов с инвалидностью доходит до окончания обучения, что делает задачу повышения «коэффициента доучиваемости» одной из ключевых для системы инклюзивного высшего образования.

Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова отметила, что для решения проблемы разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты и внедряется система точной маршрутизации студентов с ОВЗ, закрепляются ответственные проректоры по инклюзии в вузах. Также активно работает сеть из 25 ресурсных учебно-методических центров и 685 вузов-партнеров, которые сопровождают обучение студентов с инвалидностью и помогают создавать необходимые условия для их академической и социальной адаптации.

Начальник отдела департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ Лариса Фальковская в интервью РИА Новости подчеркнула, что России необходима собственная модель инклюзивного образования. Эта модель должна сочетать вариативность форм обучения, обеспечивать выбор семьи между инклюзивными и коррекционными маршрутами и при этом формировать единую культурно-нравственную основу. По данным ведомства, число детей с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся на всех уровнях образования, с 2015 года увеличилось более чем в два раза, и уже 61 % школьников с особыми потребностями учатся в общеобразовательных организациях.

Фальковская отметила, что ключевыми направлениями развития остаются подготовка кадров, создание специальных условий в образовательных организациях и ежегодная оценка инклюзивной среды. С 2025/26 учебного года во всех школах будет введена система оценки качества инклюзивной среды с четкими критериями. Эти меры, по ее словам, позволят своевременно принимать управленческие решения и системно улучшать условия для всех детей. Опыт, накапливаемый на школьном уровне, напрямую влияет на готовность вузов к работе со студентами с ОВЗ и формирует устойчивый переход от общего к профессиональному образованию.

Кроме того, надо учитывать факт, что в настоящее время цели образования вообще соотнесены не только с приобретением студентами определенных знаний, умений и навыков, необходимых им в будущей профессиональной деятельности, но и с формированием у них в процессе обучения ключевых компетенций, таких как готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность и др.

В этих условиях актуальным для педагогических работников вузов является вопрос выбора эффективных средств, методов, методик обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

В образовательной практике получили широкое распространение три формы взаимодействия преподавателя и студентов (пассивная, активная, интерактивная).

В числе основных особенностей указанных методов можно выделить следующие.

1. Пассивный метод: основным действующим лицом является преподаватель, студенты выступают пассивными слушателями. Преподаватель реализует обратную связь со студентами через опросы, самостоятельные, контрольные работы, тесты и т. д.

2. Активный метод: студенты являются активными участниками, студенты и преподаватель находятся на равных правах. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по заданному алгоритму, мозговую атаку и др.

3. Интерактивные методы: студенты активно взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом. Преподаватель направляет деятельность студентов на достижение целей занятия.

Преподавателем могут быть использованы следующие основные формы интерактивных занятий: кейс-метод; методы дискуссий (круглый стол, заседание экспертной группы, форум, дебаты и др.); мозговой штурм; деловые игры; тренинги; мастер-класс и др.

Суть деловых игр сводится к активизации полученных студентами теоретических знаний, приближению их к реальной практической деятельности специалистов, что достигается путем использования моделей реальных социально-экономических отношений.

Согласно Фи Кеннету, тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности.

Личный опыт проведения деловых игр и тренингов в течение многих лет подтвердил целесообразность их применения при изучении специальных дисциплин экономической подготовки студентов, - утверждает Аида Хизриевна Казанбиева, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-информатики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Деловые игры и тренинги проводились со студентами московского вуза инклюзивной направленности в рамках изучения экономических дисциплин.

Большинство реализуемых деловых игр дает студентам возможность самостоятельно аналитически мыслить, находить интересные бизнес-решения, приобрести навыки правильного и последовательного изложения материала в форме доклада в широкой аудитории, с применением иллюстрационного материала.

Для формирования профессиональных умений на практических занятиях применялся тренинг на тему «Успешность и целеполагание», включающий упражнения, помогающие студентам раскрыть свои личностно-профессиональные качества.

Основные цели тренинга: объяснить участникам, от чего зависит успешность в жизни; научиться правильно ставить цели в жизни и достигать их; осознать, что мешает быть успешным.

Например, на занятии предлагалось вспомнить свою мечту, представить ее результат, а затем поделиться ею, но не обычно, а с помощью жестов и мимики. Задача остальных участников – угадать, что же это за мечта.

В ходе последующих упражнений тренер учит участников формулировать свои цели с помощью метода SMART, составить модель профессиональной компетентности КИНБАУМ, понять, что мешает действовать.

Все упражнения вызывают живой интерес у участников, некоторые смех; участники находятся в комфортном состоянии. По наблюдениям, именно лица с ОВЗ проявляют наибольшую активность и эмоциональность в выполнении упражнений. Кроме того, в выводах, завершающих каждый этап тренинга, содержится практическая ценность для участников.

Тренинг с его упражнениями и разминками помогает провести обмен чувств между участниками, объединить группу, вызвать эмоциональный отклик, создает атмосферу принятия друг друга, общности.

Таким образом, внедрение интерактивных форм обучения является одним из наиболее важных направлений совершенствования подготовки студентов-инвалидов в современном вузе, поскольку наилучшим образом способствует их социальной адаптации, гармоничному развитию личности и подготовке их к будущей профессиональной деятельности. Важно продолжать развивать и совершенствовать эти подходы, соответствовать настройкам общества и его потребностям, активно вовлекать студентов в процесс обучения и создавать условия для их успешной реализации.

Казанбиева Аида Хизриевна,

к.э.н., доцент кафедры бизнес-информатики

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Сергеев Степан Алексеевич,

заместитель заведующего кафедрой бизнес-информатики

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие пресс-релизы