Стратегии и технологии обучения детей дошкольного младшего школьного возраста иностранному языку

«В младшей школе должны преподавать звезды»

(Т.В. Черниговская).

Войти в класс из 15-20 пятилетних или шестилетних детей, особенно если у вас пока еще мало педагогического опыта, может быть очень страшно. Но, поверьте, даже если у вас довольно большой педагогический опыт, это все равно страшно! Как справится с целым отрядом пяти-семилетних детей, которых привели и сказали: учите английский, дети?!

Необходимо знать, как реагировать, когда трое из этой группы почемучек и вечных двигателей начнут плакать, потому что не хотят находиться с вами и всеми остальными в этом месте в это время? Необходимо иметь четкий план действий, если они вдруг решат ползать под столами или бросаться клочками бумаги! А как справиться с теми, кто не хочет ничего говорить или делать: ни на родном языке, ни на английском?

Автор данной статьи, доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, кандидат филологических наук Лариса Миляева, автор программы профессиональной переподготовки по обучению дошкольников и младших школьников английскому языку, уверена: выход есть! Рассмотрим несколько идей, которые помогут справиться с нелегкими педагогическими задачами максимально просто и эффективно, чтобы вы все же смогли преподавать английский маленьким гениям!

Итак, начинаем!

Прежде чем прийти в класс и начать урок, помните: вы — новый человек в жизни этих детей, а они находятся в новой для них обстановке с новыми правилами. Всё это может вызывать тревогу и даже расстраивать маленьких учеников, которые привыкли быть рядом со своими родителями, друзьями, воспитателями, в общем, со знакомыми им людьми. И перед вами очень нелёгкая задача – завоевать их доверие, прежде чем они смогут чему-то научиться. Как это сделать? Позвольте предложить несколько возможных стратегий.

Когда дети приходят в класс, встречайте их, называйте их по именам, придумайте веселое игровое приветствие. Вы можете попросить детей называть свои имена перед входом в класс, а войдя в класс, найти игрушку определенного цвета, или дотронуться до определенной картинки. Поставьте на свой стол или посадите на стулья три-четыре плюшевых мишки и попросите детей с печальными лицами позаботиться о них, так как они очень стесняются. Дети очень любят такую ответственность, более того, это отвлечет и развлечет их. Используйте всегда одних и тех же медведей или кукол из урока в урок, так как они могут служить для введения новых слов или объяснения правил обучающих игр и т.д.: такие своеобразные «помогашки» в учебном процессе. Можно даже включить негромко детскую музыку, пока дети входят в класс, чтобы сделать обстановку более приветливой.

Еще одна стратегия обучения дошкольников и младших школьников называется – рутина (routines) или шаблон. В рамках этой стратегии имеет огромное значение ритуал: всегда начинайте и заканчивайте урок одинаково. Чем лучше дети знакомы с распорядком занятия и рутинными действиями, тем проще им учиться, а вам – их учить. В начале урока можно провести перекличку — это отличная возможность успокоить маленьких учеников перед началом выполнения практических заданий и настроить детей на рабочий лад. Распространенным ритуалом является «Hello song» или «Приветственная песенка», которую учитель поет всегда вместе с детьми, используя «помогашек» — медвежат, кукол, лисенка или другие игрушки. В конце урока можно использовать «Прощальную песенку» или «Goodbye song», которая тоже будет исполняться как ритуал всеми детьми вместе с учителем. Можно вместо песенки разыгрывать короткий диалог, где вы, учитель, благодарите детей, а они желают вам хорошей недели: «Спасибо. Увидимся на следующей неделе. – Хорошей недели». Если выполнять такие ритуалы каждый урок, дети быстро поймут, что нужно делать, а игровой компонент сделает процесс обучения легким и интересным.

Дисциплина при обучении дошкольников и младших школьников иностранным языкам играет важную роль, так как помогает создать благоприятную и организованную учебную среду. Однако она должна формироваться мягкими и игровыми методами, которые учитывают возрастные особенности детей и поддерживают их интерес. Важно, чтобы дисциплина не становилась источником стресса, а способствовала развитию самостоятельности и позитивного отношения к изучению языка.

Выработайте свою собственную систему требований – именно «систему»! Дети должны знать, что от них требуется и чего от них ждут, а не просто получать выговор, не понимая причин и оснований. В начале каждого урока нарисуйте в углу доски два лица — одно улыбающееся, другое грустное. Напишите имена детей на карточках, которые вы сможете хранить в течение всего года. Прикрепите их на доску между двумя колонками. Если ребенок сделал что-то хорошее — участвовал в уроке, помог другу или самостоятельно убрал за собой — вы можете переместить карточку с его именем в колонку с улыбающимся лицом. Это отличная мотивация для детей и, в то же время, показывает маленьким ученикам, что вы не сосредоточены только на тех, кто ведет себя плохо. Если же ребенок ведет себя плохо, вы перемещаете его карточку в другую колонку, но! дайте ему шанс вернуться в середину и, в конце концов, в колонку с улыбающимся лицом, если в остальной части урока он сделает два хороших поступка. В конце занятия обязательно поздравьте тех, кто оказался в колонке с улыбающимся лицом. А также вручите им поощрения: наклейки, блестящие звездочки, конфетки и т.д. Такая стратегия стимулирует и мотивирует детей на достижения и делает процесс обучения продуктивным.

Расположение учащихся в классе очень важно для хорошо организованного занятия. Убедитесь, что вы видите всех учеников — поддерживайте зрительный контакт с каждым. Если дети сидят спиной к вам, они скорее всего будут отвлекаться.

Наилучший способ расположения учащихся – это круг. Такая стратегия называется circle time или «занятие в кругу». Дети могут занять места за столами, которые стоят полукругом, чтобы учитель мог находиться в центре круга или передвигаться по периметру; дети могут также расположиться на ковре, образовав круг. Вы всегда должны быть на одном уровне с вашими маленькими учениками, поэтому вы тоже занимаете место на ковре в кругу детей. Всегда помните, что при обучении детей очень важна визуализация учебного материала и возможность тактильного контакта, поэтому приготовьте заранее карточки, рисунки, кубики, игрушки, которые вы будете использовать в ходе занятия и которые дети могут трогать, передавать и перемещать. Не бойтесь менять детей местами, если заметите, что кто-то слишком отвлекается, сидя рядом с определёнными ребятами. Более застенчивым детям может быть комфортнее сидеть рядом с теми, с кем у них хорошие отношения.

Когда вы работаете с детьми дошкольного возраста, помните: дети всегда должны быть заняты! Как отмечает Лариса Миляева, доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, учеников этого возраста необходимо нагружать, давая им различные задания и играя в обучающие игры. Дети этого возраста довольно быстро теряют концентрацию внимания и, если им станет скучно на занятии, они быстро начнут шалить, капризничать и отвлекаться.

Помогайте тем детям, которые не понимают материал или не всегда понимают задания. Используйте более сильных учеников в качестве помощников. Дети любят помогать друг другу, даже в 5 лет! Имейте запас дополнительных заданий для тех, кто справляется очень быстро. Одно из ключевых правил успешного занятия – разнообразные задания, которые будут выполняться всем классом под контролем учителя, в парах, в мини-группах.

Чтобы держать внимание пятилеток, которые способны производить столько же шума, сколько и огромная производственная турбина, на протяжении всего занятия выберите одну из стратегий attention grabbers (привлечение внимания). Повышение голоса не поможет: чем громче говорите вы – тем громче будут и они. Если хотите привлечь внимание класса, встаньте перед детьми и положите руки на голову. Потребуется несколько минут, чтобы весь класс обратил на вас внимание и скопировал вас, но всегда найдутся несколько детей, которые будут наблюдать за вами и заинтересуются тем, что вы делаете первыми. Постепенно дети затихнут. Вы можете добавить песенки или рифмовки, которые дети будут знать и воспринимать как сигнал: «Успокоились! Внимание на учителя!»

Работа с маленькими детьми — это одновременно и вызов, и большая радость для учителя. Создание доверительной и комфортной атмосферы в классе, четко выстроенные ритуалы и продуманная система поощрений помогают превратить учебный процесс в увлекательное приключение. Важно помнить, что дисциплина при обучении детей должна быть мягкой, игровой и учитывающей их возрастные особенности. Использование разнообразных заданий, педагогических «помогашек» и стратегий привлечения внимания поддержит интерес малышей в ходе занятия и поможет справиться с капризами и рассеянностью. Системный и заботливый подход сделает уроки не только эффективными, но и радостными, позволяя маленьким гениям раскрыть свои возможности и заложить прочный фундамент для дальнейшего изучения английского языка.

Другие пресс-релизы