В последние несколько лет как в потребительском, так и медицинском секторах стран Северной Америки, Восточной Азии и Европы набирает популярность тренд на использование каннабидиола, CBD.
Для справки: каннабидиол, согласно Всемирной организации здравоохранения, представляет собой одно из химических соединений, содержащихся в каннабисе, которое не обладает потенциалом к злоупотреблению и не причиняет вреда, тем самым не считается контролируемым веществом.
Указанная тенденция обусловлена изменением регулятивных норм в зарубежных странах, а также результатами проведенных научных исследований, направленных на изучение воздействия CBD. По данным Precedence Research, мировой рынок товаров, в состав которых входит CBD, в 2025 году оценивается в 23,94 млрд. долларов США и согласно прогнозу имеет потенциал для экспоненциального роста до 77,48 млрд. долларов США в 2034 году.
Доцент Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, к.э.н. Марина Пьянова считает, что ключевые драйверы такого роста разнятся в зависимости от региона, в котором осуществляется разработка продукта с CBD.
Например, рецептурные препараты, содержащие CBD, доказали свою эффективность при неврологических расстройствах. В частности, компания Jazz Pharmaceutical опубликовала исследования применения своего препарата EPIDIOLEX®, который позволяет снизить частоту приступов эпилепсии. Также каннабидиол активно используется, особенно китайскими компаниями, для создания уходовой косметики, так как улучшает впитываемость кожи, тем самым создается линейка премиальных косметических продуктов.
Следует отметить, что в России также набирает популярность сложившийся в западных странах тренд на потребление продуктов, содержащих CBD. Например, на отечественных маркетплейсах реализуются пищевые добавки, косметические средства, в состав которых включен каннабидиол, а в табачных лавках можно встретить CBD-вейпы. Такое распространение связано с тем, что каннабидиол законодательно не ограничен и не запрещен к обороту.
Однако всё самое интересное начинается в том момент, когда отечественный предприниматель решает ввезти такие товары на таможенную территорию ЕАЭС.
Почему, ведь CBD является непсихоактивным компонентом каннабиса?
Ответ на поставленный вопрос находится не на поверхности, а внутри перемещаемого товара. Может ли российский импортер гарантировать, что в поставляемой продукции не будет содержаться даже следового количества веществ, которые относятся к наркотическим, психотропным или их прекурсорам?
В этой ситуации необходимо знать тонкости наднационального таможенного законодательства ЕАЭС, которое кардинально в данной области отличается от национального законодательства Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. № 101 закреплено, что «растение возможно отнести к наркотическому средству в случае содержания тетрагидроканнабинола в процентом соотношении 0,1%». Аналогичным образом письмо Управления по контролю за оборотом наркотиков Главного управления МВД России по Ростовской области от 18 декабря 2023 г. № 3/236106842965 определяет, что «если каннабидиол содержит в своем составе тетрагиброканнабидол массовая доля которого превышает 0,1%, то такой продукт является наркотическим средством, оборот которых запрещен и наказуем».
Однако представленные нормативные акты не регулируют отношения, связанные с перемещением таких товаров через таможенную границу.
Следовательно, акцент должен быть сделан на применении норм таможенного законодательства, особенность которого заключается в том, что им не определяется нормативное содержание тетрагиброканнабидола, позволяющее отнести товар к категории наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в отношении которых применяется разрешительный порядок. Иными словами, даже факт наличия указанного вещества вне зависимости от его количества является основанием для реализации разрешительного порядка ввоза.
По мнению доцента Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, к.э.н. Полякова Антона, в данной ситуации участник внешнеторговой деятельности должен быть максимально осведомлен о требованиях перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также иметь детальное представление о составе перемещаемой продукции. Это позволит подготовить необходимый набор документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений внешнеторговой деятельности, к которым относятся:
1) лицензия Министерства промышленности и торговли
2) разрешение Министерства внутренних дел на право ввоза наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров;
3) сертификат Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на право ввоза наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, если они являются лекарственными средствами
В противном случае, импортер может столкнуться с ситуацией несоблюдения требований таможенного законодательства, как это было, например, при ввозе компанией «Лотос саенс девелопмент» (дело № А53-25545/24) сырья для производства масла CBD, спортивного и диетического питания. При осуществлении поставки таможенными органами была проведена экспертиза, результаты которой показали содержание в товарах следовых количеств тетрагидроканнабинола. Этого было достаточно для принятия решения об отказе в выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления ввиду несоблюдения требования разрешительного порядка ввоза.
Таким образом, считаем, что при осуществлении внешнеторговой деятельности необходимо осуществлять всесторонний анализ норм таможенного законодательства, особенно при перемещении отдельных категорий товаров, в отношении которых могут быть применены запреты и ограничения, установленные правом ЕАЭС.