О технологии «выпуск с борта судна»: мнения экспертов

В соответствии с положениями статьи 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Руководством Федеральной таможенной службы Российской Федерации разработан план по внедрению технологии «выпуск товара с борта судна», в связи с ростом грузопотока в морских портах Дальневосточного федерального округа. В настоящее время расширение площадей морских портов в ряде случаев невозможно в силу их размещения в пределах существующих городов.

Вследствие затоваривания территорий морских терминалов ожидание разгрузки морских судов (постановку к причалу под выгрузку) составляет от 3 до 7 дней, в отдельных случаях достигает месяца.

Участие в решении данного проблемного вопроса со стороны таможенных органов заключается в создании условий для исключения избыточных перемещений грузов в портах по инициативе таможенных органов, а также сокращения сроков совершения таможенных операций. Производственная деятельность морского терминала и требования таможенных органов по выставлению грузов для фактического контроля должны синхронизироваться.

В целях формирования сквозного бизнес – процесса сформирована технология выпуска товаров с борта судна, основанная на действующем законодательстве в области таможенного дела и имеющихся практических наработках таможенных органов.

Со стороны таможенных органов данная задача решается путем предварительного уведомления о необходимости таможенного контроля грузов.

Доцент Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, к.э.н. Ольга Дмитриева считает, что благодаря такому уведомлению грузовой терминал имеет возможность выставлять контейнера на досмотровую площадку сразу с борта судна, без промежуточной выгрузки.

Данные мероприятия позволят минимизировать случаи временного хранения товаров в порту и позволят осуществить выпуск безрисковых товарных партий и их погрузку на транспортные средства для вывоза с территории порта непосредственно с борта судна.

Доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ, к.э.н. Косенкова Юлия уточнила, что применение технологии «выпуск товара с борта судна» позволяет оператору морского терминала получать в свою информационную систему и учитывать информацию о выпуске товаров до их выгрузки с борта судна, соответственно, принимать решения о месте размещения контейнеров, исключающие их излишнюю перестановку и штабелирование в порту.

Работа по внедрению технологии с использованием предварительного таможенного декларирования, проводится в отдельных таможенных органах.

Следует отметить, что при разработке технологии «выпуск товара с борта судна» также выявлены сдерживающие факторы:

1. Доля предварительного декларирования от общего количества деклараций минимальная. Использование сведений из поданной предварительной декларации на товары в качестве расширенной предварительной информации в настоящее время не распространено.

2. Невозможность в силу законодательства применения технологии «выпуск товара с борта судна» в отношении товаров, подлежащих государственному ветеринарному и карантинному фитосанитарному контролю с учетом специфики проведения контрольных действий в несколько этапов, в том числе после прибытия и разгрузки товаров.

3. Требуется доработка программных средств в целях расширения информационного обмена между таможенными органами, морскими терминалами, а также декларантами при прибытии морских судов.

Другие пресс-релизы