Особенности формирования «гибких навыков» у будущих специалистов финансового сектора

Мир, в котором мы живем, стремительно меняется. Информационная эра пришла на смену индустриальному обществу, а вместе с ней появились новые цифровые технологии, которые проникают во все сферы нашей жизни, изменяя инфраструктуру и социальные отношения в обществе. Как следствие, цифровая экономика предъявляет все более высокие требования к профессионалам, требуя постоянного углубления знаний и приобретения новых навыков, и самое главное – умения работать над собой в области развития моральных, интеллектуальных и социальных компетенций.

Если 10 лет назад, высокий уровень компетенций в области выбранной специальности, владение иностранным языком и умение работать с компьютером (три кита!) были достаточны, чтобы иметь преимущества при поступлении на работу, то сейчас это основа, без которой кандидата даже не пригласят на собеседование.

Что же может помочь молодому специалисту соответствовать требованиям эпохи тотальной «оцифровки» и найти достойное место работы? Ответ хорошо известен – высокий уровень сформированности гибких навыков (soft skills, мягких навыков), так называемых «стратегических компетенций XXI века».

Понятие «soft skills» появилось в 60-е годы прошлого столетия в США, чуть позже эти навыки стали изучать и в нашей стране. Существует много определений и классификаций гибких навыков, они постоянно дополняются, детализируются, изменяется их ранжирование в зависимости от области исследования -  педагогика, психология, социология, бизнес, менеджмент и др. В специализированных журналах публикуются результаты научных исследований, о них также пишут в средствах массой информации, потому что это навыки необходимые для каждого человека – life skills.  Они нужны в любой профессии и должности вне зависимости от специальности и статуса и являются показателем наличия активной творческой позиции на рабочем месте и в личной жизни.

Владение гибкими навыками особенно важны на начальном этапе трудового пути. Как подчеркивается многими руководителями компаний, для того, чтобы быть конкурентноспособным специалистом необходимо уметь работать в стрессовой ситуации, иметь навыки одновременного выполнения нескольких заданий, быстро осваивать новую информацию, грамотно выражать свои мысли.  Умение работать в команде, правильное общение с коллегами, клиентами, способность брать ответственность за выполнение работы другими сотрудниками, навыки лидерства, способность находить нестандартные решения, умение результативно и умно вести переговоры, соблюдать этические нормы играют даже более важную роль, чем знания специальности (технические навыки). Согласно данным, представленным Всемирным экономическим форумом, «хорошо развитые коммуникативные навыки и навыки общения с людьми составляют 85% успеха на работе, в то время как технические знания и практические навыки способствуют лишь 15% успеха». Что же касается отраслей, для которых больше всего подчеркивается важность soft skills - это «IT/телекоммуникации (99%), финансы (89%), образование (89%), управление персоналом (88%) и здравоохранение (85%)». Как видим, финансовый сектор входит в число приоритетных областей, где востребованность хорошо развитых гибких навыков очень высока. Более того, VK Education провела опрос и выяснила, что 90% молодых людей в России считают, что мягкие навыки необходимо активно развивать на старте их карьеры. Можно сделать дополнение - начинать этот процесс нужно еще раньше.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации – один из первых высших учебных заведений, осознавших важность формирования мягких навыков не только у студентов в процессе обучения, но и у будущих абитуриентов и в молодежной среде в целом, поэтому еще в 2019 г.  Финуниверситетом был успешно реализован Региональный молодежный проект «Soft-Skills Форум» с целью информирования и формирования в молодежной среде гибких навыков по 4 сферам компетенций: социальным, интеллектуальным, волевым и лидерским, мотивируя молодежь к саморазвитию, самопознанию и совершенствованию.

Несомненно, для будущего специалиста в области финансов необходим «полный набор» мягких навыков, но в условиях цифровой трансформации и высокой неопределённости на финансовых рынках необходимо выделить ключевые навыки, среди которых особая роль принадлежит умениям аналитически и критически мыслить, логически рассуждать, работать с информацией и принимать взвешенные решения.

По оценкам Google, например, за последние годы XXI в. произведено информации больше, чем за всю историю человечества. Каждый день человеку приходится обрабатывать в 5 раз больше данных, чем 25–30 лет назад, поэтому совершенно очевидно, что аналитики финансового сектора должны производить анализ, перерабатывать информацию, выделять значимые факты, логически их переосмысливать и делать выводы только на основе хорошо сформированных умений логического и критического мышления. Аналитическое и критическое мышление – «надпрофессиональные навыки», но без них невозможно выполнение должностных обязанностей.

Развитие навыков аналитического и критического мышления – сложный процесс, но, как считает доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Староверова Нина Петровна, особая роль в процессе их формирования принадлежит иностранному языку. Анализ текста, умение выделять главную мысль, искать аргументы, логические связи, скрытый подтекст, сравнивать разные точки зрения, формулировать и логически излагать собственную точку зрения, защищать её в дискуссиях - не просто упражнения для совершенствования языковых и коммуникативных компетенций, а инструменты развития мышления в целом. Работа с оригинальными финансовыми документами (например, финансовые отчеты зарубежных компаний), статьями в The Financial Times, The Economist, Bloomberg, работа с текстами, сгенерированными с помощью ИИ (поиск ошибок, факт-чекинг) проводится на занятиях по иностранному языку на основе глубокого  анализа и навыков, полученных в процессе преподавания иностранного  языка и готовит студентов к выполнению профессиональных функций. Следует также отметить, такие методические приемы, как «мозговой штурм», групповые дискуссии, обсуждение  вопросов в формате «круглого стола», конференции, участие в ролевых и деловых играх, а также современные педагогические технологии – case-studies, project-based learning, flipped classes, gamification, business simutalion - способствуют развитию, как иноязычной  коммуникативной компетенции, так и совершенствованию профессиональных навыков - умению работать в коллективе, сотрудничать со всеми членами коллектива.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, иностранный язык является не только целью обучения в финансовом вузе, а что более важно, выступает как средство формирования профессионально-значимых качеств личности, повышения профессиональной компетентности будущих высококвалифицированных специалистов финансового сектор.

Другие пресс-релизы